А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Записки охотника > Тургеневский замысел цикла «Записки охотника»
Тургеневский замысел цикла «Записки охотника» - сочинение
У Тургенева и некоторые помещики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права, Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем крестьяне; недаром рассказ о нем первоначально назывался «Русак». И это объясняется тем, что он - также жертва крепостного права: его сгубила любовь к чужой крепостной девушке, на которой он не может жениться из-за дикого самодурства ее владелицы. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова: он великолепен в своей природной гордости, независимости и инстинктивном чувстве справедливости. Он - помещик, но не крепостник. Такова же Татьяна Борисовна, типичная патриархальная помещица, но в то же время простое существо с прямодушным, чистым сердцем. Живые силы в России есть, - таков итог изучения русской жизни в «Записках охотника». Только отчасти, по мысли Тургенева, они заключены в дворянстве, неглавным образом и прежде всего-в простом народе. Есть в русском народе и воля, и крепость, и ум, и мягкость, и гуманность, и поэзия, есть готовность «поломать себя» и двинуться вперед по пути преобразований. Тургеневский замысел (книги о стихиях и силах русской жизни, естественно, был бы не полон без постановки вопроса о русском образованном сословии, о его месте и роли. Эта тема имеется в «Записках охотника», она поставлена в «Гамлете Щигровского уезда», но это единственная тема, которая разрешается в этой книге трагически. Отрыв от родной почвы превращает мыслящего человека в пустоцвет. Вывезший свои понятия из-за границы, Гамлет Щигровошго уезда оторван от русской жизни. С горечью он сознает это сам. Поэтому он поставлен автором вне живых сил русского народа. Сознание своей ненужности, амбициозное презрение к себе превращает жизнь тургеневского героя в психологический выверт, о беспрерывную жажду самоунижения. В то же время стремление Гамлета Щигровского уезда найти для себя место в русской жизни в глазах Тургенева представляется уже проявлением живой силы. Унижающий себя, герой не унижен поэтому автором: в Гамлете Щигровокого уезда предсказаны некоторые черты Рудина. Так, в перспективе «Записок охотника» вырисовывались уже контуры романа Тургенева, громадное влияние которого на русскую литературу не нуждается в доказательствах. Но и сами по себе «Записки охотника» сыграли выдающуюся роль в развитии русской литературы и общественной мысли. После смерти Тургенева, в некрологической статье, помещенной в «Отечественных записках», Салтыков-Щедрин, поставите вопрос о том, «что сделал Тургенев для русского народа, В смысле простонародья», ответил без колебаний: «несомненно сделал очень много и непосредственно». Более сложным было отношение передовой русской литературы к «Запискам окопника» в годы революционном ситуации (1869 - 1861). Русские революционные демократы видели в это время главную задачу литературы о народе не столько в изображении его великих положительных свойств, сколько в критике тех его недостатков и слабостей, которые обусловлены были долгими родами крепостного гнета и мешали народу активно взяться за дело собственного освобождения. В этих условиях перед литературой встали новые вопросы, которые в снос время не стояли и не могли стоять перед автором «Записок охотника». В статье «Не начало ли перемены?» (1861) Чернышевский указал на эти вопросы, выдвинутые жизнью, рассматривая при этом «Записки охотника» как произведение, отразившее литературно-общественные задачи предшествующего периода. Таким образом, и в новых условиях «Записки охотника» .воспринимались как произведение этапного характера.
Историческое значение «Записок охотника» было для революционных демократов неоспоримо и высоко. По силе воздействия Чернышевский ставил «Записки охотишка» в один ряд со стихотворениями Некрасова. «После Ваших «Записок охотника» ни одна книга не производила такого восторга»,3 - писал в 1857 г. Чернышевский Тургеневу о стихотворениях Некрасова. Подобно Чернышевскому, и Добролюбов, при всех снопх принципиальных разногласиях с Тургеневым, ценил в Тургеневе изумительную политическую чуткость, «чутье настоящей минуты», то есть социальную злободневность, умение откликаться на живые запросы текущего дня. Эта сторона творчества Тургенева раньше всего проявилась в «Записках охотника», и Добролюбов, естественно, должен был высоко ставить эту книгу Тургенева, & которой живое отношение к современности сказалось так ярко и сильно. В феврале 1859 г. Добролюбов закончил одну из своих рецензий сообщением о литературной- новости, которой он спешил поделиться с читателем. Это было известие о втором издании «Записок охотника». С наибольшей полнотой точку зрения революционных демократов на «Записки охотника» выразил Салтыков-Щедрин. Выше приведена была данная им в некрологе Тургенева оценка «Записок охотника» как произведения, положившего начало целой литературе о народе и его нуждах. Эта итоговая оценка подготовлена была отзывами! Щедрина о «Записках охотника», относящимися к годам. В рецензии на «Лесную глушь» С. В. Максимова Щедрин подчеркнул новаторский характер «Записок охотника». В то время как для романов Тургенева, по мысли Щедрина, материал был подготовлен целым рядом беллетристов-предшественников, в «Записках охотника» Тургенев предшественников те вмел. В статье «Напрасные ожидания» Щедрин отделил народные рассказы Тургенева и от идиллических произведений Григоровича и от рассказов Н. Успенского, в которых русский крестьянский мир обрисован чертами, не лишенными карикатурности. В отличие от произведений этих двух писателей «Записки охотника», указывает Щедрин, отличаются бесспорной талантливостью; правда, деятельность Тургенева не могла определить собою направление всей нагнем литературы, но это, по мысли Щедрина, объясняется прежде всего тем, что создание народных типов в дальнейшем, после «Записок охотника», уже не составляло главной цели писателя. В полной мере оценивая историческую заслугу Тургенева, Салтыков-Щедрин не считал, разумеется, задачу изображения народной жизни исчерпанной «Записками охотника». Книга Тургенева, по мысли Щедрина, открывала пути для дальнейшей работы в том же направлении. Тургенев показал выдающихся представителей крестьянской среды, а это уже само по себе предполагало- - и качестве дальнейшей задачи - изучение самой этой среды, выдвигающей людей, подобных тургеневским героям. «Сучок, Ермолай, Бирюк, Касьян и другие типы, созданные рукою Тургенева, - писал Салтыков, - нимало не знакомили нас с крестьянскою средою, не потому, чтоб это не были типы вполне живые, а потому, что они представлялись нам уединенными, стоящими в положении исключительном и преисполненном недомолвок». «Нужна была целая крестьянская среда», - считал Салтыков, - и эта среда, думал он, будет изображена писателями, быть может, менее даровитыми, чем Тургенев, которые дадут, однако, «более полное и отчетливое представление об искомом предмете, нежели даже мастерские типы Тургенева, при помощи которых перед нами раскрывалась только какая-то таинственная, недоступная глубь».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Записки охотника

Записки охотника


Сочинение на тему Тургеневский замысел цикла «Записки охотника», Записки охотника



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Горе от ума сочинение
  3. Письмо маме
  4. Сочинение на тему мой лучший друг
  5. Сочинение живое пламя
  6. Сочинение как я провела лето
  7. Есенин Русь анализ
  8. Пастернак зимняя ночь анализ
  9. Мальчик звезда анализ
  10. Сочинение Том сойер
  11. Сочинение на тему экология
  12. Культурный человек сочинение
  13. Достоевский бедные люди сочинение
  14. Сочинение на тему моя профессия
  15. Роль книги в жизни человека
  16. Сочинение на тему моя любимая фотография
  17. Я убит подо ржевом анализ
  18. Сочинение на тему война и мир
  19. Если бы я была учителем сочинение
  20. Сочинение на тему мои увлечения
  Тургенев запи