А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Воплощение идеи свободы в поэзии А С Пушкина и М Ю Лермонтова
Воплощение идеи свободы в поэзии А С Пушкина и М Ю Лермонтова - сочинение
Русскому человеку всегда было свойственно стремиться к свободе, желать свободы, добиваться ее. Творческие люди обязательно воплощали идею свободы в своих произведениях, выражая свою, сугубо индивидуальную точку зрения. Идея свободы в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова охватывает как сферу социальной, гражданской свободы, так и проблему независимости и духовного раскрепощения личности. Именно в этих двух направлениях формировалась и развивалась данная тематика в творчестве поэтов. Юношеская тяга к вольномыслию, желание видеть Россию избавленной от несправедливостей и жестокостей у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова появилась в результате безграничного увлечения прогрессивной западноевропейской философией, которая в равной степени не допускала ни деспотизма власти, ни вынужденного рабского положения личности. Если период ученичества у А.С. Пушкина проходил под явным воздействием романтической поэзии Байрона с ее героико-патриотическими идеалами, окрашенными в романтические тона, то юношеская лирика М.Ю. Лермонтова имеет иную, вполне своеобразную окраску. И это отнюдь не случайно. Лирический герой М.Ю. Лермонтова, как и сам автор, отличается более низкой степенью жизненной активности, наличием серьезных зачатков одиночества, вызванных трагической отрешенностью «лишнего человека», отсутствием возможности использовать силу и дар своей души в интересах общества. Этот герой все время пребывает в состоянии тоски, печали, неисполненных желаний. Он грустит: «Печально я смотрю на наше поколенье...» Не видя сил ни в себе, ни в обществе, лирический герой М.Ю. Лермонтова и мечтает о свободе, и в то же время никак не может ее достичь. Для него образ свободы становится метафорическим: в любом жизненном проявлении он видит стремление кого-то или чего-то к желанной свободе. Вспомним такие строки: «Тучки небесные, вечные странники... Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания...» Идея свободы в творчестве М.Ю. Лермонтова все время переплетается с идеями безысходности и гордого одиночества. Например, восточное сказание «Три пальмы» также пронизано свободой, только три пальмы и ручей не оценили ее: «И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!» Мне кажется, что М.Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда «сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!» Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь. «И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный... И ныне все дико и пусто кругом — Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскаленный заносит...» Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет? Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества. Различие воплощений идеи свободы в творчестве двух поэтов в большей степени объясняется и различными историческими условиями, в которых проходило становление и развитие творческих личностей — А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Пушкин писал в период расцвета освободительной борьбы в России, связанной с деятельностью декабристов, с которыми его сближала не только общность идей, но и дружеские отношения. Обострение социальных противоречий накануне восстания и последующая реакция вызвали новую волну свободолюбивой лирики Пушкина. В этот период, кстати, он использует жанр «дружеского послания», тем самым присоединяясь к их гражданской позиции. Несмотря на безжалостность режима и трагический исход восстания, А.С. Пушкина не покидает уверенность в том, что рано или поздно настанет время, когда дело декабристов найдет достойных продолжателей и личность будет, наконец, освобождена от оков рабства. Поэтому вольнолюбивая лирика Пушкина полна оптимизма и восторженной патетики: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. А М.Ю. Лермонтов имел возможность увидеть, каким образом святые освободительные идеи в обществе постепенно сходили на нет и в итоге окончательно и бесследно растворились в сознании «лишних людей», отчаявшихся увидеть свет свободы, и редко проскальзывали на языках крикунов, опошливших и тем самым обессмысливших эти идеи. Отчасти поэтому лирика М.Ю. Лермонтова полна скептического отношения к жизни и сознания безысходности каких-либо начинаний, призванных сломать коренное устройство общественных и человеческих отношений. Смерть А.С. Пушкина и реакция на нее лишь в иной раз стали для молодого поэта М.Ю. Лермонтова подтверждением его позиции. Таким образом, имея единую отправную точку в складывании свободолюбивого мировоззрения, пройдя похожие в чем-то этапы гражданского и нравственного становления, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов в итоге своего творческого пути пришли к общему активному неприятию социальной несправедливости и утверждению права личности на свободное развитие и самореализацию в обществе. Однако А.С. Пушкин приходит к Онегину — человеку с намечающимися индивидуалистическими воззрениями, а М.Ю. Лермонтов — к Печорину — «эгоисту поневоле», в котором степень эгоизма достигает апофеоза. Оба они — порождение одной эпохи свободолюбия; каждый поэт шел к своему герою тем путем, который считал наиболее верным, желая свободы и борясь за нее, но один не видит в перспективе реализацию идеи свободы, а другой полон оптимизма и активного жизнелюбия. Именно поэтому мне хочется завершить свое сочинение строками из стихотворения «Памятник» моего любимого поэта А.С. Пушкина: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Воплощение идеи свободы в поэзии А С Пушкина и М Ю Лермонтова, Лермонтов



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  4. Русский язык сочинение
  5. Описание внешности человека сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Если бы я была учителем сочинение
  8. Сочинение для 2 класса
  9. Сочинение на тему наша земля
  10. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  11. Образ Чичикова
  12. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  13. Мой любимый журнал сочинение
  14. Сочинение по картине грачи прилетели
  15. Сочинение мой день рождения
  16. Сочинение на тему Россия
  17. Сочинение на тему моя любимая фотография
  18. Сочинение на тему дружба
  19. Мои увлечения сочинение
  20. Бунин холодная осень анализ
  Мобильная версия