А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Взаимосвязь образа Печорина и Веры в повести «Княжна Мери»
Взаимосвязь образа Печорина и Веры в повести «Княжна Мери» - сочинение
Рассуждения Печорина о женщинах, над которыми он всегда приобретал «непобедимую власть», кажутся нам очень серьезными, пока мы молоды. Нам представляется, что в этих рассуждениях скрыта вечная тайна сильного мужского характера - но, когда становишься старше, начинаешь видеть в этих рассуждениях как раз очень молодое восприятие жизни браваду перед самим собой: «я никогда», «я всегда», «я точно не люблю женщин с характером» - в молодости очень хочется выводить законы и отыскивать абсолютные истины, а на самом-то деле в человеческих отношениях и чувствах никаких общих законов нет и сам Печорин, сколько бы ни изучал себя, так до конца не может в себе самом разобраться. Одно только он знает твердо: Веру он не мог бы обмануть, «воспоминание о ней останется неприкосновенным…». Может быть, это и есть любовь - но зачем тогда он ее мучит? Он и сам не знает; он мучит так же себя - да вдобавок еще и обманывает: расставшись с Верой, он «долго следил за нею взором» и обрадовался, когда почувствовал, что сердце его «болезненно сжалось». «Уж не молодость ли со своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне опять? . . А смешно подумать, что на вид я еще мальчик. . .». В этой реплике - двойной смысл: проиграться в карты и проиграть в игре с Мери. И мы уже сочувствуем обоим смыслам. Прошло целых пять дней с тех пор, как Печорин обещал Вере и пригрозил Грушницкому, что познакомится с Литовскими и станет волочиться за Мери, а он все еще не сумел выполнить своего обещания и своей угрозы. Нужно торопиться. И 21 мая Печорин дает себе обещание: «. .. завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку». Бал по подписке - как мы сейчас сказали бы: в складчину - организован дворянским благородным собранием, куда не было доступа людям в солдатских шинелях. Грушницкий мог только любоваться «своей богиней», стоя под окном, в толпе народа, а Печорин в его отсутствие мог рассчитывать пригласить Мери на мазурку, «пользуясь свободой» местных обычаев, «позволявших танцевать с незнакомыми дамами». Княжна Мери с увлечением включается в игру, приготовленную для нее Печориным. А он, танцуя с Мери, невольно поддается ее обаянию: «Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей…» Но вот беда: как ни мила Мери, Печорин говорит и думает о ней не так, как он говорит и думает наедине с собой; в сущности, он описывает ее теми же словами, что и Грушницкий, - при всей неподдельности его восхищения милой молоденькой девушкой, он не забывает, что все это - игра, и разговор он начинает, «приняв самый покорный вид», - по законам игры.” Мери едва не нарушает всех планов Печорина: она, в сущности, отказывает ему от дома: «вы у нас не бываете. . .» Но на помощь Печорину приходит случай: драгунский капитан, вызвавшийся «проучить» княжну Литовскую, подсылает к ней «пьяного господина» с приглашением на мазурку. К сожалению, сейчас нам трудно себе представить, насколько страшным, невозможным, ужасным было в то время для девушки приглашение на танец, сделанное пьяным незнакомым человеком. Отказать - значило оскорбить и, может быть, подвергнуться оскорблению. Принять приглашение - невозможно. Неизбежна казалась «история», о которой долго потом рассказывали бы друг другу: «Княжна Лиговская?
В исповеди Печорина длинные предложения Радина сокращены, убраны тире и многоточия, самый стиль ее стал сжатым, лаконичным. Александр Радин - еще романтический герой, отсюда в его исповеди более громкие слова, чем у Печорина: «молодость… протекла в борьбе с судьбой и светом» - это очень пышно звучит, но насколько убедительней говорит Печорин: «в борьбе с собой и светом», - может быть, эта борьба посложней романтической битвы с судьбой. Исповедь Печорина много длиннее исповеди Радина, в ней есть еще целый абзац: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины: но теперь вы во мне разбудили воспоминание о ней - и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало». Поведение Мери во время прогулки естественно: ее не могла не потрясти исповедь Печорина. Но он, который только что был на самом деле искренен, - он нимало не отступает при этом от своей игры. Начал он свою исповедь, «приняв глубоко тронутый вид». Теперь, «на возвратном пути», он спросил ее: «Любили ли вы?» Зачем ему ее ответ? Ведь он и сам знает, что сердце ее неопытно, знает все наперед: «Кисейный рукав слабая защита, и электрическая искра пробежала из моей руки в ее руку; все почти страсти начинаются так…». Бедная Мери - для нее все впервые, все на самом деле, вес серьезно. «Не правда ли, я была очень любезна сегодня?» - спросила она, возвратясь с гулянья. А Печорин так комментирует этот вопрос: «Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности! о, это первое, главное торжество. Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть, вот что скучно!» Грушницкий явился к Печорину поделиться своими надеждами: завтра бал, завтра будет готов мундир, завтра он будет танцевать с Мери целый вечер… Разумеется, Печорин немедленно пригласил княжну Мери завтра танцевать с ним мазурку. И, наконец, вечером у Литовских Печорин «был в духе, импровизировал разные необыкновенные истории; княжна… слушала» его «с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием», что ему - Печорину! - «стало совестно». Но все-таки главным для него человеком остается Вера. Заметив грусть «на ее болезненном лице», Печорин пожалел ее и рассказал всю «драматическую историю» своих с ней отношений, «разумеется, прикрыв все это вымышленными именами». Так все три линии его отношений с людьми собираются в единый фокус; он уже добился того, что кто-то один должен быть несчастлив, должен страдать, мучиться: Мери, Грушницкий или Вера? Или - все трое? И по какому праву он распоряжается их душами?

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Взаимосвязь образа Печорина и Веры в повести «Княжна Мери», Лермонтов



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. На поле куликовом Блок анализ
  3. Сочинение про березу
  4. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  5. Образ Чичикова
  6. Образ Луки в пьесе на дне
  7. Смысл названия Романа отцы и дети
  8. Сочинение на тему Россия
  9. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  10. Мои увлечения сочинение
  11. Дубровский сочинение
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Сочинение на тему экология
  14. Сочинение на тему телевидение
  15. Сочинение аленушка
  16. Живое пламя сочинение
  17. Образ Катерины в пьесе гроза
  18. Сочинение про маму
  19. Сочинение капитанская дочка
  20. Сочинение на тему милосердие