А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Красота мелодического строя стихотворения «Тучи» - сочинение

«Тучи» Лермонтова, по свидетельству современников, написаны непосредственно перед отъездом во вторую ссылку в салоне Карамзиных, куда собрались друзья, чтобы проводить поэта. Лермонтову снова, как и два года назад, приходилось покинуть Петербург, расстаться с друзьями и опять стать бесприютным скитальцем. Бегущие по небу тучи, которые он увидел из окон Карамзиных, навели его на размышления о собственной судьбе. В голове складывались стихотворные строчки. Когда по просьбе Софьи Карамзиной и других гостей он прочел только что написанное стихотворение, глаза его, по свидетельству В. Сологуба, были «влажны от слез».

Красота и выразительность мелодического строя стихотворения обычно увлекают слушателей, и резко переходить от чтения к анализу не следует: лучше дать детям несколько минут, чтобы они молча, про себя, еще раз прочитали «Тучи» по хрестоматии и сосредоточились. Вступительное слово, чтение учителя и самостоятельное перечитывание позволяют семиклассникам понять авторскую грусть и ее причины. Поэтому в дальнейшем нет смысла бесконечно «выяснять», какое чувство выражено в такой-то строфе.

Стихотворение построено, как нередко у Лермонтова, на сопоставлении реального жизненного явления и судьбы человека, в которых поэт умеет открыть невидимое другим сходство. Картина голубого неба с легкой цепью облаков наталкивает его на размышление о собственной участи. И лучезарный пейзаж, который, казалось бы, должен радовать глаз человека, окрашивается грустью, потом что в «тучках небесных» поэт замечает не красивые очертания и переливы тонов - он называет их «вечными странниками». Невольно возникают ассоциации: странники - значит, бездомные, скитальцы, бесприютные, лишенные родины, крова, привычного тепла,– вот каким емким оказывается одно только слово, один образ в стихотворении. Этот образ - «вечные странники» - подготавливает главное сравнение, которое определяет характер всего стихотворения: «Мчитесь вы, будто как я же изгнанники». У поэта и туч оказывается одна судьба: они вынуждены расстаться с родной стороной. Выразительны, и, если так можно выразиться, «биографичны» образы «милый север» (характерен эпитет; он встречается и в повести «Бэла», когда автор говорит о «милых местах» отечества) и «сторона южная» - место ссылки.


 
Кто же гонит «изгнанников»? Короткие, идущие один за другим риторические вопросы отвлекают от мысли о тучах и полностью переключают на размышления о трагической судьбе поэта, хотя прямо это не высказано. Но, конечно, только о человеке, а не о тучах можно сказать, что его гонит «судьбы решение» или «друзей клевета ядовитая». Возникающие в этих вопросах образы многозначительны и наталкивают на ассоциации с некоторыми другими стихотворениями, в частности, со «Смертью поэта» и «Благодарностью». В последней строфе снова перемещаются акценты, и опять речь идет о тучах. Но с первого же слова отвергается сравнение, которое появилось в 1-й строфе. Нет, тучи - не изгнанники, у них нет родины, они свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий. Авторское «я» здесь нигде прямо не обнаруживается, но читатель все время ощущает скрытое в подтексте противопоставление горячей души поэта холодному покою туч: автору не чужды ни страдания, ни страсти, у него нет душевного холода. Правда, нет у него и свободы. Но как бы ни тосковал он от этого,- лучше быть изгнанником родной стороны, чем владеть свободой, не зная родины. На каких же сторонах поэтического содержания стихотворения следует сосредоточить внимание семиклассников? Прежде всего, на самом приеме сопоставления картины природы и человеческой жизни. Почему оказалось возможным такое сопоставление и как оно меняется к концу стихотворения? Затем надо обнаружить выразительность образов «вечные странники», «милый север», «вечно холодные» и «вечно свободные» тучи. Можно предложить посмотреть, нет ли сходства между некоторыми образами во второй строфе «Туч» и в стихотворении «Смерть поэта», и подумать, почему возможна связь между ними. И, наконец, важно сказать о красоте и благородстве чувств автора, нашедших такое же прекрасное воплощение в форме стихотворения: в выразительности и глубине образов, в музыкальности и мелодичности ритма.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Красота мелодического строя стихотворения «Тучи». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Красота мелодического строя стихотворения «Тучи»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Красота мелодического строя стихотворения «Тучи», Лермонтов