А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
М Ю Лермонтов Основные мотивы лирики М Ю Лермонтова - сочинение

Как личность и поэт Лермонтов сформировался в пе­риод после подавления декабрьского восстания 1825 года. Это была пора глухой реакции. Герцен так описал атмос­феру, царившую тогда в столицах: «Первые годы, после­довавшие за 1825-м, были ужасные. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в сво­ем горестном положении порабощенного и гонимого су­щества. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние».

В этой атмосфере уныния и подавленности было вос­питано целое поколение, к которому принадлежал и Лермонтов. В его творчестве нашло яркое отражение состояние отчаяния и безысходности многих людей. Это качество поэзии Лермонтова первым заметил Белинский. Он говорил о его стихах: «В них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие... Нигде нет пушкинско­го разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лер­монтов — поэт другой эпохи».

Характерно, что в лирике Лермонтова настойчиво зву­чит один и тот же мотив — мотив «обманутых надежд»: «Надежд пропал последний рой...», «И нет надежд — передо мной // Блестит надменный свет», «В душе моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит...».
В лирике Лермонтова начинает развиваться тема про­тивостояния личности и общества, которая в послед­ствии найдет свое полное воплощение в романе «Герой нашего времени».
Я небом призван был любить. Людьми научен ненавидеть. — признавался лирический герой в стихотворении «Мой взгляд был ясен, как и твой».

«Странный» для светского общества человек Е. Ар­бенин из драмы «Маскарад» так характеризует свое положение:
Напрасно я ищу повсюду развлеченья. Пестреет и жужжит толпа передо мной. Но сердце холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой.

Герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» замечает вокруг себя лишь «образы бездуш­ные людей, приличьем стянутые маски». Человеческие лица отсутствуют. И негодование героя против своего окружения настолько велико, что в конце стихотворе­ния он восклицает:
О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Поэт ощущает себя одиноким даже среди шумной тол­пы. Ему даже некому протянуть руку «в минуту душев­ной невзгоды». Желанья — напрасны и бесполезны: веч­но любить невозможно, страсти исчезают при первом слове рассудка, а между тем проходят лучшие годы. И эта безысходность положения, в котором находится лири­ческий герой, рождает в его душе скептическое отноше­ние к жизни: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка...»

Лермонтов не кокетничает и не играет словами. Он искренно говорит от лица современников. Особенно силь­но выражен суд над собой, эпохой и современниками в стихотворении «Дума», где дается нелицеприятная ха­рактеристика целому поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы: Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.

Лермонтов судит свое поколение с позиции потомка, «с строгостью судьи и гражданина» и считает, что оно достойно горькой насмешки потомка и его презритель­ного стиха.

«Дума» произвела огромное впечатление на Белин­ского, и он так отозвался об этом произведении: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорб­ленного духа; это вопль, это стон человека, для которо­го отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уны­ния, душевной апатии, пустоты внутренней, и не от­кликнется на него своим воплем, своим стоном?..».

До 1837 года Лермонтова как поэта никто не знал, за исключением близких его друзей. Но после гибели Пуш­кина на дуэли, на которую Лермонтов откликнулся сти­хотворением «Смерть поэта», имя нового поэта за три дня облетело весь Петербург.

В этом стихотворении Лермонтов с поразительной ос­тротой и политической дерзостью поставил вопрос о тра­гической судьбе поэта в условиях самодержавной Рос­сии. Автор изобразил столкновение поэта со светом, пред­ставленным вначале безликой массой. Затем крупным планом выводится фигура Дантеса — орудия света в рас­праве с поэтом. В заключительных шестнадцати строках Лермонтов клеймит стоявшую за спиной Дантеса правя­щую верхушку. «Свободы, Гения и Славы палачи». Ав­тор открыто назвал врагов Пушкина палачами, указал на то, что они таятся под защитой царского трона, что их ждет в грядущем возмездие — божий суд.



 
Это был вызов, брошенный придворному обществу, и оно не замедлило отреагировать высылкой автора на Кавказ. Тему поэта, его назначения и судьбы Лермонтов про­должает разрабатывать в дальнейшем в стихотворени­ях «Памяти Одоевского», «Журналист, читатель и пи­сатель», «Пророк». Но наиболее яркое воплощение эта тема нашла в стихотворении «Поэт», где в первой части Лермонтов изображает кинжал, блещущий на стене «игрушкой золотой». А некогда он «звенел в ответ ре­чам обидным», служил наезднику в горах, «не по одной груди провел он страшный след и не одну прорвал коль­чугу». Теперь он потерял свое назначение и, «бесслав­ный и безвредный», служит лишь украшением. Во второй части Лермонтов проводит параллель .судь­бы поэта с судьбой кинжала. Автор обращается к тому времени, когда «мерный звук могучих слов» поэта «вос­пламенял бойца для битвы», когда поэт был необходим толпе, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молит­вы», а стих поэта «звучал, как колокол на башне вече­вой», рождая в народе «отзыв мыслей благородных». Но это было в прошлом. Лермонтов указывает на то, что «в наш век изнеженный» поэт утратил свое обществен­ное назначение точно так же, как и кинжал. В конце стихотворения автор обращается к поэту, желая пробу­дить его от безмятежного сна: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк, Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья! Лермонтов был боевым офицером, принимал участие в боевых схватках с горцами, и поэтому тема войны в его творчестве занимает заметное место. Наиболее извест­ными произведениями этой тематики являются «Боро­дино», «Валерик», «Завещание». «Бородино» отличается простотой, безыскусственно­стью слога. Лермонтову удалось создать не только образ рядового участника великого сражения, но и раскрыть в его облике черты русского национального характера. В начале стихотворения и в конце повторяются строки: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри — не вы! В этих словах выражена гордость за поколение, не уронившее чести и славы Родины в трудную минуту, и жа­лоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Бородинская битва представлена глазами рядового сол­дата, вместившего в себя обобщенный образ народа. Не­даром Л.Н. Толстой называл это стихотворение зерном своей эпопеи «Война и мир» с ее «мыслью народной». В силу сложившихся обстоятельств Лермонтову при­шлось провести на Кавказе долгое время. С детства он любил этот край и воспел его в поэмах «Мцыри», «Бег­лец», стихотворениях «Спор», «Тамара», «Дары Тере­ка», «Спеша на север издалека». Тема свободы в лирике Лермонтова представляет ее, с одной стороны, безнадежно утраченной, а с другой, — выражено неистребимое стремление к ней. Наиболее характерным отражением этого противоречия становится образ узника, представленного в стихотворениях «Уз­ник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» и др. Тема одиночества является одной из главных в лири­ке поэта. Об этом свидетельствуют стихотворения «Гля­жу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно», «На севере диком», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу». В них выражено искреннее и глубокое стра­дание от невозможности преодолеть вынужденное оди­ночество, с одной стороны, и стремление вырваться из этого трагического круга — с другой. Печать мрачности лежит на всем, что писалось Лер­монтовым. Даже любовь, самое праздничное чувство человека, представлена не в радостных, а в печальных тонах. Любовная лирика Лермонтова отдает горечью и безысходностью: Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою... Мотивы «страдания» и «погибшей молодости» харак­терны для любовной лирики Лермонтова. В стихотворе­нии «Они любили друг друга так долго и нежно» гово­рится о несостоявшейся любви двух влюбленных, рас­ставшихся «в безмолвном и гордом страданье». Они не вкусили счастья на земле, а когда умерли, не узнали друг друга в ином мире. В стихотворении «Отчего» лирический герой обраща­ется к любимой: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье слезами и тоской заплатишь ты судьбе». А в стихотворении «Благодарность» герою приходится испы­тать и «тайные мучения страстей», и горечь слез, отраву поцелуя, и месть врагов, и клевету друзей... Все эти беды исходят от той, которую любит лирический герой, и он благодарит ее за все и просит лишь об одном: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме М Ю Лермонтов Основные мотивы лирики М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > М Ю Лермонтов Основные мотивы лирики М Ю Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему М Ю Лермонтов Основные мотивы лирики М Ю Лермонтова, Лермонтов