А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова - сочинение




Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих
мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-
исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения»,
важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов
раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт
говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как
бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице
старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в
бессилии:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя
подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую
жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении
«Родина» он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

а в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» поэт презирает «страну рабов,
страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где
«стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:

Друг! этот край... моя отчизна.

Лермонтов выступал с гневным, обличительным протестом против порядков
самодержавной России николаевского времени, но социальная несправедливость,
царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В
стихотворении «Спеша на север из далека...» он говорит:

Боюсь сказать! — душа дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!

А в стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне...» он признается
в любви к стране близких и родных ему людей, к тому месту, где он родился,
которое зовется родиной:

...Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна
— духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не
гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в
философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих
закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере
диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не
просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни
человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет
стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с
изгнанничеством поэта:

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Тучи, облака — устойчивые символы абсолютной свободы у поэтов-
романтиков. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» запечатлены
редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние
просветленности, которое смиряет душевную тревогу поэта, его сомнения в
возможности счастья на земле, его одиночество:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

Для Лермонтова природа — предпочтительный собеседник, бесконечный
источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та
красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает
вопрос:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...

Все, что дорого поэту, роднит его со своей страной. Он любит простой и
надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез»,
радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга:
то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно
и резные ставни — и герой откликается душой на все впечатления окружающей
народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот
идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или
воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» именно
мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному,
подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету.
«Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и шуршащие под
ногами желтые листья — все это приметы подлинного, реального мира,
воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о
прошлом, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность:

И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через
конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих
берез», «дымок спаленной жнивы».
Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и
мощные богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и
раздумья о бесправии и горьком рабстве народа.

6. Тема поэта и поэзии.
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко
выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности,
деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда
боренья нет... Мне нужно действовать». Для него творчество — «всесожигающий


 
костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее. Об этом он говорит в стихотворении «1831-го июня 11 дня»: Холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Пыл страстей Возвышенных я чувствую, но слов Не нахожу... Со временем поэзия Лермонтова все более кристаллизуется как поэзия страстно ищущей и анализирующей мысли, как поэзия бунтарства, протеста, социально-политической борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта — пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу. В условиях жесточайшего деспотического произвола Лермонтов посвящал свою лиру обличению социальной, пассивности. Гневным стихом, проникнутым сарказмом, «облитым горечью и злостью», он творил карающий суд над людьми-масками, над пошлостью, бездушием и внутренней опустошенностью светского общества. Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта открываются нам в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта». Это стихотворение, связанное с трагической гибелью Пушкина, сразу прозвучало на всю Россию. Бросая горький упрек светскому обществу, поэт говорит: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Пушкин погиб, потому что Восстал он против мнений света Один, как прежде... Поэт вступил в свет и тем самым нарушил запрет судьбы, повелевавшей ему быть одиноким: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным?.. Вот в чем для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт обречен на одиночество, но не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет. Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, выпавшие на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в служении своим идеалам, как кинжал, который подарен «лилейной рукой»: Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? А мечтал Лермонтов о том, чтоб «он нужен был толпе»: Твой стих, как Божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый властный зов. В финале стихотворения звучит вопрос: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья: И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. В этом стихотворении показан трагический конфликт между поэтом, проповедующим «любви и правды чистые ученья», и презирающим его обществом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Тема Родины и природы в творчестве М Ю Лермонтова, Лермонтов