А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Боярыня или как написать сочинение по драме Леси Украинки «Боярыня» - сочинение

Бояре, как известно, были в Московии. Итак, мы отправляемся в путешествие в Москву, да еще и в XVII столетие, чтобы узнать об измене Украине, о любви к Украине и о большой любви. Обратимся к драматической поэме «Боярыня». Поэма Леси Украинки связана с временами Руины и Петра Дорошенко. Почему из всех наших эпох она выбрала именно эту? Она вообще брала для своих произведений не эпохи расцвета и славы, а эпохи революций, кровавых переворотов, страшных катаклизмов, неволи, плена и т.п. Правда, самой борьбы, того водоворота кровавого, что клокотал в сердце тогдашней украинской жизни, поэтесса не воссоздает: она остается в стороне и только прислушивается к нему. Тех боев в ее времена и не было, если не считать мелких стычек, которые случались на Украине после революции 1905 года. Наоборот ей хорошо была известна психология людей, которые жили после разгрома, «на руинах». Она лишь нарисовала то, что видела и слышала.

Хотя Леся Украинка и не воссоздает в своей поэме борьбы, которая точилась, тем не менее она на нее реагирует, обнаруживая свое политическое лицо и свои симпатии к участникам борьбы. Но не думайте, что Степан и Оксана - реальные герои. Они не являются историческими лицами. Совсем легко их можно было бы взять из той эпохи и перенести в любую другую, даже в нашу. Подумайте, не  перенесла ли Леся Украинка идеи и настроения, которые питали ее и ее поколение, на фигуры прошлого Украины? Возможно, так и есть? В лице Степана можно увидеть того украинского интеллигента конца XIX и начала XX столетий, который, потеряв чувство национального и оторвавшись от массы, от народа, сам шел в чужое окружение и перенимал чужую культуру, отрекшись от родной. Если вы помните, об этом писал еще Шевченко. В лице Оксаны можно увидеть другой тип интеллигента, того, что долго боролся за принципы национального самоопределения, спорил, протестовал, но, оказавшись в когтях царизма московского чиновничества, не имел уже сил вырваться на волю и страдал, умирал на чужбине. Возможно, не сейчас, но потом вы поймете, как все-таки непросто разорвать все связи с тем знакомым, что окружало с самого детства: друзья, отчий дом - вообще, родная земля. Именно о такой ностальгии пишет в своей драматической поэме Леся Украинка. Почему она обращается к такой теме? Так как писала свое произведение Леся в Египте. Оторванность от украинского окружения порождала ностальгию, печаль за родным краем.

Как же «Боярыня» связана с исторической действительностью. Действующие лица, как уже упоминалось, выдуманные, а не исторические. Может, только кое-кто из них похож на исторических лиц. Так, например, в лице Яхненко, того гостя-казака, который привозит Оксане письма от братьев-товарищей, можно узнать Дорошенкового тесьтя Яненко, который в секущие 1676 г. в самом деле приезжал в Москву как посланец чигиринского гетмана.

Из исторических явлений, которые отразились в «Боярине», надо отметить, прежде всего, церковные братства, в которых принимали участие и женщины. Мы видим из поэмы, что Оксана является членом организации, и что организация, к которой она принадлежит, имеет национально-политический характер, так как девушки, которые являются членами этого братства, пошив хоругвь, тайно посылают ее к Чигирину. Похоже, что действуют они совсем как подпольные организации в годы войны. В первом действии «Боярыни» Иван, Оксанин брат, предъявляет обвинение Степану и его отцу, что они, спустив свой достаток, «повадились на соболи московские». Конечно же, легче было петь дифирамбы на чужой земле чужим властителям, чем помочь в трудную минуту своему народу. Такие люди жили, будто птицы за золотой решеткой: тебя кормят, дают пить, даже иногда отворяют дверцы, чтобы мог полетать, но только в комнате. За это ты должен говорить лишь то, что нужно твоим хозяевам.

В третьем действии поэмы гость-казак рассказывает Степану о несправедливостях, которые совершают московские приспешники по отношению к украинскому народу. Об этих напастях, об этом вымогательстве писали украинцы в своих посланиях, адресованных на имя царя или выдающихся сановников московского правительства. С таким посланием приезжает в Москву и казак-гость в поэме «Боярыня», и Степан берет от него это послание, чтобы защищать перед царем. В поэме упоминается, что левобережцы докладывали, т.е. обращались к Дорошенко (был такой гетман). Характеризуя братоубийственную войну на Украине, Степан так о нем говорит: «…он татар на помощь присоединил и платит им ясирем христианским». Слова эти подтверждаются историческими документами, о которых читаем у Костомарова: «Дорошенко тогда же присягнул перед всеми, что будет добывать левобережную Украйну, хоть бы пришлось всех тамошних казаков татарам отдать». Верно отображает в своей поэме Леся Украинка и основы тогдашнего политическо-социального порядка на Московщине, который базировался на доносах, шпионаже и истязании людей. Степан у нее очень осторожный: он хочет даже сжечь присланные от братства письма. Леся рассказывает в своем произведении и о шпионах московских, что роем ходят за Яхненко, и о «слове и деле» царевом. Степанова осторожность объясняется тем, что он очень боится выток. «Дыбой» он пугает свою жену. Оксана на Московщине тоже везде видит то же самое. Не Москва - а центр инквизиции.

Не забыла Леся Украинка в «Боярине» и за наибольшее социальное зло старинной Московщины - рабстве. Оксану, которая приехала из Украины на Московщину, более всего это поразило: «Везде канчуки, холопов продают!» В поэме мы видим и моральный образ московского боярина, который, делая служебную карьеру, не останавливался  ни перед чем. Он - лукавый, неискренний, льстивый, хитрый и жестокий, надо было за всякую цену получить свое место под солнцем. Царю он, собственно, не служит, а угождает, как раб. Досадно, что так делает и Степан, который еще помнил об украинских традициях и казацкой славе. Ему приходится перед царем даже танцевать гопака. И он делал это, так, как так делают все бояре. Низкий их моральный уровень показывается в рабском обычае целовать руку царю. Степан понимает всю отвратительность этого акта, но не отказывается этого делать.


 
Несмотря на свою моральную убогость, московский боярин горделиво относился ко всем другим нациям. Не успела Оксана освоится среди нового окружения, как ее уже окрестили «хохлушей». И это в то время, когда якобы все нации были равны. Оксана чуткая, как о ней с презрением говорили: «черкашенка, чужачка». Но чем она была хуже: разве тем, что не так разговаривала, что не так одевалась (хотя потом на нее таки натянули «сарафан»), что не научилась сидеть в четырех стенах, так как выходилась на воле, что хотела иметь свой собственный голос? Московская одежда быстро стала противна Оксане. Женский сарафан, по ее словам, был такой неудобный и длинный, как поповская ряса. Но с новой одеждой, хотя и непривычной, можно смириться. Нельзя привыкнуть к чудным обычаям. Оксану, например, очень поразило то, что в Москве не поют по рощам так, как на Украине. И, кажется, там и рощ таких нет. А в «палатах» не запоешь - еще не так на тебя посмотрят да еще и к царю дойдет. Тогда не уйти тебе от пытки. Зато пить в Москве очень любят. На банкете люди «пьют, пьют, пока напьются, потом ссора». В поэме также противопоставляется украинская женщина московской. Умирая, Оксана советует Степану вторично жениться на московке и так аргументирует свой совет: * Все мы режем словами, * А здесь женщины плохие, они боятся… Оксану очень удивляло, что в Москве нельзя самой девушке ходить, что надо убегать в терем, когда идут гости, так как женщине, нельзя быть между мужчинами: она может только выходить к ним, чтобы угостить. Не женщина, а рабыня или верный щенок: «Ну-ка, к ноге; ну-ка лапу дай!» А дальше: «Иди отсюда, так как надо знать свое место». Не лучше были дела и с браком. Из поэмы видим, что Анна, Оксанина золовка, не может встретиться со своим помолвленным. Удивительно то, что Анна, хотя и украинка, но уже так акклиматизировалась, что и не представляет себе, как это может быть иначе. Вступали в брак на Московщине через сватью, не видясь. Поэтому и хочет Леся Украинка в своей поэме изобразить трагедию родного края, показать, что может с ним произойти, когда его предадут, как это делает Степан, или «затворят» за решеткой, чтобы он забыл, что такое воля, как это сделали с Оксаной.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Боярыня или как написать сочинение по драме Леси Украинки «Боярыня». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Боярыня или как написать сочинение по драме Леси Украинки «Боярыня»
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Боярыня или как написать сочинение по драме Леси Украинки «Боярыня», Леся Украинка