А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня» - сочинение



По моему мнению, немногие так пылко любили свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и псевдонимом своим взяла она имя народа, назвалась его дочкой. Во многих ее стихотворениях чувствуется боль сердца за родной растерзанный край.

Но особенно почувствовала я трагедию большой патриотки в драме «Боярыня». В ней писательница обращается к самым трагичным страницам истории Украины - времени Руин. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва нарушает соглашение, заключенную Б. Хмельницким и русским царем в 1654 г.

Почему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII века? Я думаю, что она считала «великими руинами» и время, когда сама жила: перечеркивалась история Украины, презиралась культура (а язык даже запрещался), подкупалась украинская интеллигенция…

Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму.

Действующие лица в ней все, кроме гетманов, не исторические. В нарушение актуального вопроса о национальной пассивности - измене, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение, в это сложное время.

Из первых страниц драмы я почувствовала симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Олексы Перебойного болеет за судьбу родного края, который попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (в настоящий момент московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Олексы, Перебойного, писательница показывает разное отношение их к Переяславскому соглашению:

    *  На совете Переяславском мой отец
    * подал слово за Москву
    * сдержал то слово верное.
    * Должно было кому-то держать!
    * Плохой их соблазнил дать слово.

Иван считает позорным служить русскому царю, а действия отца Степана оценивает как измену, потому что потому было «одинаково, чьи лизать пятки, лядские ли, московски» ли. Одно время молодой Степан «был в Киеве в науке при Академии», после смерти же отца, как он говорит, поехал «до матери на помин» в Москву и там прижился… Потому-то взгляды Ивана и Степана в настоящий момент полностью противоположны. Иван считает, что за свой край настоящий патриот должен быть готов на все, даже на кровопролитие. Степан, вспоминая новеллу о братьях Каина и Авеля, заявляет:

    * А как же могу я на Украине
    * поднять оружие так
    * чтобы не ткнуть
    * никогда им брата?

Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, что ее сыновья не могут прийти к согласию, соединить свои действия. Поэтому и льются реки крови родных братьев, которые выступают за разных гетманов.

Протестуя против братоубийства, которое является позором украинского народа, Оксана потому и полюбила Степана:

    * Эта рука
    * от крови чистая…
    * А я сразу привлеклась

 
* к тебе сердцем за твою кротость. Женившись, Оксана с мужем идет на чужбину, а сердце ее разрывается из тоски по родным краям. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не чуждается своих привычек одежды, языка. Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира - украинский и русский. Ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободна, в России - нет. Оксана, которая училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют как холопку, что «нема здесь обычаю с мужчинами бывать при беседе». * Разве я здесь не как татарка * сижу в неволе? … * Везде сваи, капчуки… * холопов продают * - упрекает она мужа. Возмущает Оксану рабское угодничество, лукавость, льстивость, доносы, шпионаж. Трудно переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается «братоубийственная война, что Дорошенко снял на Украине», взяв в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел беду от своих союзников - соседей. Оксана рвется на Украину, скорбит по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. Но пугливый Степан боится, дрожит за свое место, за свое физическое выживание. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь с братьями-товарищами, со своим родным братом. Пугая ее «дыбой», Степан доказывает, что он здесь служит своей Родине: * Вот именно * Я должен к царю прошение нести * что люди с Украины привезли. Но Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от разочарования в любви и себе, от своей бездеятельности в серьезное для Родины время молодая боярыня угасает. * Я погибаю, вяну. * Жить так не могу! Чувствуя близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степана, который только теперь, когда все успокоилось на Украине, хочет ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану: * …Сломилась воля. * Украина легла Москве под ноги * Сие мир по-твоему - та руина? Словами Оксаны Леся Украинка утверждает, что только в активной деятельности, в борьбе за волю и независимость Родины, в служении своему народу и есть настоящее счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в образе Степана осудила нерешительность, пугливость, пассивность - измену тех украинцев, кто не воспитал в себе борца. Болея за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого - разрозненность украинцев. Поэма «Боярыня» актуальная и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смысл жизни.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня»
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Действующие лица в драме Леси Украинки «Боярыня», Леся Украинка