А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня» - сочинение



Тема: Леся Украинки «Боярыня»
Цель. Ознакомить учеников с содержанием произведения, исследовать, как сквозь призму личной жизни героев раскрыта трагедия родного края; развить творческое мышление учеников, умения анализировать прочитанное; воспитывать любовь к Украине, к ее историческому прошлому.
Тип урока. Урок-поиск.

Оборудование. Текст пьесы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы, цели урока.

Не смогу я покинуть и пойти
Куда-то одна куда глаза глядят от тебя
На чужбине что смогу я найти
Где все чужое, чужие земля и небо?
Галина Стеценко
(слова записаны на плакате)

Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Леси Украинки. Рассмотрим ее драматическую поэму «Боярыня».

Эпиграфом урока будут слова Галины Стеценко, которые, я думаю, выражают не только одну из главных проблем драмы «Боярыня», но и, к сожалению, реалии нашего настоящего. А также эти слова подводят к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини пьесы – Оксаны.

Сегодня на уроке, знакомясь с произведением нам нужно раскрыть трагедию родного края сквозь призму личной жизни героев.

А также доказать, что в произведении показано время Руины и руина человеческих душ.

(Задания написаны на доске).

По жанру «Боярыня» – драматическая поэма. Словарная работа.

Драматическая поэма – преимущественно небольшая по размеру стихотворная пьеса, в которой совмещается драматическое и лирическое раскрытие темы, изложение материала отмечается лаконизмом, все внимание сосредоточено на раскрытии идейного конфликта и моменте его наибольшего заострения.

Драму «Боярыня» Леся Украинка написала в 1910 г., находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение поэтессы, построенное на материале исторического прошлого Украины, - действие происходит во второй половине ХVІІ ст.

Драматическая поэма «Боярыня» имела нелегкий путь к читателю, была опубликована уже после смерти поэтессы в 1914 г. В советское время произведение было судебно запрещено режимом за антироссийское звучание, поэтому пришло к современному читателю только в 1989 г.

В драме «Боярыня» отображено время Руины. Что вы знаете из истории о Руине? Обратимся к нашим юным историкам.

Рассмотрение сюжетной линии произведения, определение основных элементов композиции.

Экспозиция – знакомство семьи казацкого старшины Олекся Перебойного с сыном его боевого побратима Степаном – боярином.

Завязка – согласие Оксаны на бракосочетание.

Развитие действия – жизнь главной героини в Москве, ее невозможность окунуться в роль боярыни.

Кульминация – осознание Оксаной собственной бездеятельности, упрек Степану по поводу своей и его пассивности.

Развязка – опустошение молодой украинской патриотки, готовность принять смерть как неотвратимость судьбы.

Работа с текстом произведения.

- Вы прочитали произведение? Какое впечатление произвело?
- Какие проблемы затрагивает Леся в поэме? (человек и эпоха, семья и государство, добро и зло, родители и дети, верность и измена, ответственность за судьбу Родины).
- Ссылаясь на текст, покажите. Какими появляются две семьи (перебойного и Степана)? Почему в семье Олекся Перебойного отец и сын по-родному относятся к Переяславской раде и к клятве, данной русскому царю?
- Как вы понимаете слова «Туго, сын мой, украинское дело…».
- Какие общественно-политические идеалы исповедовала Оксана?
- Выразителем каких взглядов был Степан?
- В чем суть легенды о Каине и Авеле?
- Что поразило Оксану на чужбине? Думала ли она, что ее положение будет таким унизительным и тяжелым?
- Изменилось ли отношение Оксаны к своему мужу во время пребывания в Москве?
- Что больше всего угнетало главную героиню?
- Как вы понимаете возглас Оксаны: «Да и противна мне эта Москва»?
- Как можно объяснить то, что она не отослала подруге деньги, не отозвалась с чужбины ни к родным, ни к брату хотя бы одним письмом? О своей ли безопасности она заботилась?
- Почему Оксана пришла к мысли о побеге? Осуждаете ли вы ее стремление?

 
- Можно ли считать благородством Степана тот поступок, что, невзирая на любовь к своей жене, он был готов «вернуть клятву» жене? - Воспринимает ли героиня свою вынужденную бездеятельность за измену? - Какую болезнь обнаружил немец-врач у Оксаны? Что могло вернуть ее к жизни? (последний диалог Оксаны и Степана). - Какие чувства, впечатления от услышанного? - Что предложил Степан больной Оксане? - Почему Оксана считает возвращение на Украину невозможным? - Чем покрыты «чистые» Степана руки? С чем сравнивает их Оксана? - Как понимаете образ заржавевшей сабли? - Как вы понимаете последние слова Оксаны? Какая главная идея заложена в них? - Что привело Оксану к гибели? Ностальгия? - В чем трагедия Оксаны? - Раскрыть противоречие жизненной судьбы героини (На что надеялась? Как сложилось?). Выбери позицию: 1. Говорил Томас Джефересон: «дерево свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов». 2. Мы все знаем библейскую заповедь «Не убей». В драме вспоминается легенда о Каине и Авеле. Ваше отношение. В чем угрозе отступничества? Семья Степана. Отец (казак, умер в жупане) Мать (не забывает о родном, но повинуется обстоятельствам) Степан (раздвоенность образа: отступничество от Украины и верность преданной присяге). Анна (Ганнушка) – родилась на Украине, традиций не знает. Ванька – родился в Московии, традиций не знает – москаль. Отец – казак, сын, москаль. Семья Перебойных Олекса Перебойный, отец – казак Мать – придерживается обычаев Иван – патриот, отвез хоругвь в Чигирин – наверное погиб. Оксана – боярыня. Отступничество, измена, ощущение беспомощности, приводит к гибели. Нет продолжения рода. Завершить предложение: Оксана не смогла жить на чужбине, потому что… (там рабство). Не смогла смириться с унизительным положением мужа, потому что … (воспитана на вольнолюбивых идеалах). Не смогла возвыситься над обстоятельствами (прижиться на чужбине), потому что… (то было в приспособленчество). - Оксана руководствуется принципом «Что я дала Украине?». А что Украина дала Оксане? - Что вам дала Украина? А что вы ей? - Как в драме воспроизведено время Руины и руина человеческих душ? В чем взаимосвязь? Судьба героев тесно связана с событиями на Украине. От действий самих украинцев и зависит судьба государства. В драме воспроизведено время Руины. Исторический сюжет произведения: изображаются церковные братства, в которых принимали участие и женщины (Оксана принадлежала к девичьему братству, где была изготовлена хоругвь); вспоминаются притеснения москалей (речь об этом вел гость-казак, когда приезжал к Степану); рассказывается о том, что украинский старшина «повелись на соболя московского» (Иван, Оксанин брат, говорит это Степану и его отцу); идет речь и о недоверии к Дорошенко, который привел на Украину татар (слова эти говорит Степан, когда характеризует братоубийственную войну на Родине). - Как вы понимаете слова Оксаны и матери Степана: Оксана. Бывало, там, у батеньки, все снится, что я летаю… А здесь не снилось ни разу. Мать. Ишь, дорогая, как снится, что летаешь, то растешь… теперь же ты уже не растешь. (Идет речь о прекращении духовного роста, как плата за измену). - Где на Пирамиде жизни вы б разместили образ Оксаны? Аргументировать. - Имя Оксана в переводе с греческого значит «чужеземка», а Степан – « венец». В чем символичность имен? (Имя Оксаны прозрачное; замкнутый круг, в который Степан себя добровольно заточил, терновый венец на его голове (тоже круг) символизирует страдание и муки, на которые он обрек свою жену и, частично, народ.) - В чем трагедия украинского народа? - В чем актуальность произведения? (и в настоящий момент наша жизнь чем-то напоминает руину, а политические дебаты подобны соревнованиям за булаву украинских гетманов; и в настоящий момент многие украинцы находятся на чужбине). В. Симоненко писал: «Можно все в мире выбирать, сын, выбрать нельзя только Родину». (Звучит песня). Итог урока. Заключительное слово учителя. - Каждый человек сам строит свое счастье. И кое-кто мечтает найти его на чужбине. Но какими бы богатствами человек не владел, оказывается, что для полноценной, духовной богатой жизни ему нужна связь с родной землей. Вспоминаете Антея? (рассказ об Антее, который был непреодолимым, касаясь земли. Его победил Геракл, поднесши над землей). Подтверждением могут быть и слова Б.Лепкого: «Земли держаться нужно, потому что как оторвемся от нее, то будет, ей и без нас, и нам нехорошо без нее»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Леся Украинка > Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня»
Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня», Леся Украинка