А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Леся Украинка > Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня»
Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня» - сочинение


Тема: Леся Украинки «Боярыня»
Цель. Ознакомить учеников с содержанием произведения, исследовать, как сквозь призму личной жизни героев раскрыта трагедия родного края; развить творческое мышление учеников, умения анализировать прочитанное; воспитывать любовь к Украине, к ее историческому прошлому.
Тип урока. Урок-поиск.

Оборудование. Текст пьесы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы, цели урока.

Не смогу я покинуть и пойти
Куда-то одна куда глаза глядят от тебя
На чужбине что смогу я найти
Где все чужое, чужие земля и небо?
Галина Стеценко
(слова записаны на плакате)

Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Леси Украинки. Рассмотрим ее драматическую поэму «Боярыня».

Эпиграфом урока будут слова Галины Стеценко, которые, я думаю, выражают не только одну из главных проблем драмы «Боярыня», но и, к сожалению, реалии нашего настоящего. А также эти слова подводят к пониманию одной из причин внутренней драмы главной героини пьесы – Оксаны.

Сегодня на уроке, знакомясь с произведением нам нужно раскрыть трагедию родного края сквозь призму личной жизни героев.

А также доказать, что в произведении показано время Руины и руина человеческих душ.

(Задания написаны на доске).

По жанру «Боярыня» – драматическая поэма. Словарная работа.

Драматическая поэма – преимущественно небольшая по размеру стихотворная пьеса, в которой совмещается драматическое и лирическое раскрытие темы, изложение материала отмечается лаконизмом, все внимание сосредоточено на раскрытии идейного конфликта и моменте его наибольшего заострения.

Драму «Боярыня» Леся Украинка написала в 1910 г., находясь на лечении в Египте. Это единственное произведение поэтессы, построенное на материале исторического прошлого Украины, - действие происходит во второй половине ХVІІ ст.

Драматическая поэма «Боярыня» имела нелегкий путь к читателю, была опубликована уже после смерти поэтессы в 1914 г. В советское время произведение было судебно запрещено режимом за антироссийское звучание, поэтому пришло к современному читателю только в 1989 г.

В драме «Боярыня» отображено время Руины. Что вы знаете из истории о Руине? Обратимся к нашим юным историкам.

Рассмотрение сюжетной линии произведения, определение основных элементов композиции.

Экспозиция – знакомство семьи казацкого старшины Олекся Перебойного с сыном его боевого побратима Степаном – боярином.

Завязка – согласие Оксаны на бракосочетание.

Развитие действия – жизнь главной героини в Москве, ее невозможность окунуться в роль боярыни.

Кульминация – осознание Оксаной собственной бездеятельности, упрек Степану по поводу своей и его пассивности.

Развязка – опустошение молодой украинской патриотки, готовность принять смерть как неотвратимость судьбы.

Работа с текстом произведения.

- Вы прочитали произведение? Какое впечатление произвело?
- Какие проблемы затрагивает Леся в поэме? (человек и эпоха, семья и государство, добро и зло, родители и дети, верность и измена, ответственность за судьбу Родины).
- Ссылаясь на текст, покажите. Какими появляются две семьи (перебойного и Степана)? Почему в семье Олекся Перебойного отец и сын по-родному относятся к Переяславской раде и к клятве, данной русскому царю?
- Как вы понимаете слова «Туго, сын мой, украинское дело…».
- Какие общественно-политические идеалы исповедовала Оксана?
- Выразителем каких взглядов был Степан?
- В чем суть легенды о Каине и Авеле?
- Что поразило Оксану на чужбине? Думала ли она, что ее положение будет таким унизительным и тяжелым?
- Изменилось ли отношение Оксаны к своему мужу во время пребывания в Москве?
- Что больше всего угнетало главную героиню?
- Как вы понимаете возглас Оксаны: «Да и противна мне эта Москва»?
- Как можно объяснить то, что она не отослала подруге деньги, не отозвалась с чужбины ни к родным, ни к брату хотя бы одним письмом? О своей ли безопасности она заботилась?
- Почему Оксана пришла к мысли о побеге? Осуждаете ли вы ее стремление?
- Можно ли считать благородством Степана тот поступок, что, невзирая на любовь к своей жене, он был готов «вернуть клятву» жене? - Воспринимает ли героиня свою вынужденную бездеятельность за измену? - Какую болезнь обнаружил немец-врач у Оксаны? Что могло вернуть ее к жизни? (последний диалог Оксаны и Степана). - Какие чувства, впечатления от услышанного? - Что предложил Степан больной Оксане? - Почему Оксана считает возвращение на Украину невозможным? - Чем покрыты «чистые» Степана руки? С чем сравнивает их Оксана? - Как понимаете образ заржавевшей сабли? - Как вы понимаете последние слова Оксаны? Какая главная идея заложена в них? - Что привело Оксану к гибели? Ностальгия? - В чем трагедия Оксаны? - Раскрыть противоречие жизненной судьбы героини (На что надеялась? Как сложилось?). Выбери позицию: 1. Говорил Томас Джефересон: «дерево свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов». 2. Мы все знаем библейскую заповедь «Не убей». В драме вспоминается легенда о Каине и Авеле. Ваше отношение. В чем угрозе отступничества? Семья Степана. Отец (казак, умер в жупане) Мать (не забывает о родном, но повинуется обстоятельствам) Степан (раздвоенность образа: отступничество от Украины и верность преданной присяге). Анна (Ганнушка) – родилась на Украине, традиций не знает. Ванька – родился в Московии, традиций не знает – москаль. Отец – казак, сын, москаль. Семья Перебойных Олекса Перебойный, отец – казак Мать – придерживается обычаев Иван – патриот, отвез хоругвь в Чигирин – наверное погиб. Оксана – боярыня. Отступничество, измена, ощущение беспомощности, приводит к гибели. Нет продолжения рода. Завершить предложение: Оксана не смогла жить на чужбине, потому что… (там рабство). Не смогла смириться с унизительным положением мужа, потому что … (воспитана на вольнолюбивых идеалах). Не смогла возвыситься над обстоятельствами (прижиться на чужбине), потому что… (то было в приспособленчество). - Оксана руководствуется принципом «Что я дала Украине?». А что Украина дала Оксане? - Что вам дала Украина? А что вы ей? - Как в драме воспроизведено время Руины и руина человеческих душ? В чем взаимосвязь? Судьба героев тесно связана с событиями на Украине. От действий самих украинцев и зависит судьба государства. В драме воспроизведено время Руины. Исторический сюжет произведения: изображаются церковные братства, в которых принимали участие и женщины (Оксана принадлежала к девичьему братству, где была изготовлена хоругвь); вспоминаются притеснения москалей (речь об этом вел гость-казак, когда приезжал к Степану); рассказывается о том, что украинский старшина «повелись на соболя московского» (Иван, Оксанин брат, говорит это Степану и его отцу); идет речь и о недоверии к Дорошенко, который привел на Украину татар (слова эти говорит Степан, когда характеризует братоубийственную войну на Родине). - Как вы понимаете слова Оксаны и матери Степана: Оксана. Бывало, там, у батеньки, все снится, что я летаю… А здесь не снилось ни разу. Мать. Ишь, дорогая, как снится, что летаешь, то растешь… теперь же ты уже не растешь. (Идет речь о прекращении духовного роста, как плата за измену). - Где на Пирамиде жизни вы б разместили образ Оксаны? Аргументировать. - Имя Оксана в переводе с греческого значит «чужеземка», а Степан – «венец». В чем символичность имен? (Имя Оксаны прозрачное; замкнутый круг, в который Степан себя добровольно заточил, терновый венец на его голове (тоже круг) символизирует страдание и муки, на которые он обрек свою жену и, частично, народ.) - В чем трагедия украинского народа? - В чем актуальность произведения? (и в настоящий момент наша жизнь чем-то напоминает руину, а политические дебаты подобны соревнованиям за булаву украинских гетманов; и в настоящий момент многие украинцы находятся на чужбине). В. Симоненко писал: «Можно все в мире выбирать, сын, выбрать нельзя только Родину». (Звучит песня). Итог урока. Заключительное слово учителя. - Каждый человек сам строит свое счастье. И кое-кто мечтает найти его на чужбине. Но какими бы богатствами человек не владел, оказывается, что для полноценной, духовной богатой жизни ему нужна связь с родной землей. Вспоминаете Антея? (рассказ об Антее, который был непреодолимым, касаясь земли. Его победил Геракл, поднесши над землей). Подтверждением могут быть и слова Б.Лепкого: «Земли держаться нужно, потому что как оторвемся от нее, то будет, ей и без нас, и нам нехорошо без нее»




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Леся Украинка

Леся Украинка


Сочинение на тему Урок украинской литературы Леся Украинка «Боярыня», Леся Украинка



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Сочинение на тему ревизор
  3. Образ Чичикова в поэме мертвые души
  4. Отцы и дети сочинение
  5. Сочинение на тему капитанская дочка
  6. Сочинение мертвые души
  7. Печорин герой своего времени сочинение
  8. Образ аси в повести Тургенева
  9. Антисочинение ру
  10. Сочинение на тему зимние каникулы
  11. Сочинение на тему
  12. Дом моей мечты сочинение
  13. Тема свободы в поэме мцыри
  14. Женские образы в романе тихий Дон
  15. Русский язык сочинение
  16. Сочинение герой нашего времени
  17. Традиции моей семьи
  18. Описание внешности человека сочинение