А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» - сочинение

М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, необходимо было создавать национальную русскую промышленность, науку, культуру, литературу.


Передовым русским людям того времени были близки идеи Просвещения, особенно идея просвещенного абсолютизма. Они были уверены, что только царь, обладающий самодержавной властью, в состоянии провести необходимые прогрессивные преобразования в огромной Российской империи.


Как и другие русские приверженцы Просвещения, М. В. Ломоносов свою основную задачу в научной и литературной деятельности видел в служении Отечеству, в борьбе «за общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве».


Величайший ученый России, академик, по своим обязанностям академического стихотворца должен был обращаться к царям России с одами, написанными к придворным торжествам. На ученых русские самодержцы смотрели прежде всего как на своих прислужников. Оды должны были воспевать самодержцев России, восхвалять их добродетели.


В своих одах Ломоносов не столько восхвалял реального самодержца, сколько призывал его, в духе идей «просвещенного абсолютизма», укреплять национальную мощь России, развивать промышленность, науку, искусство.


В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» Ломоносов воплотил свое понимание роли просвещенного самодержца.


В начале оды, посвященной дочери Петра I, он восхваляет не саму царицу, а мир, отсутствие войны, когда народ может наиболее полно развиваться:


Царей и царств земных отрада,


Возлюбленная тишина,


Блаженство сел, градов ограда,


Как ты полезна и красна!


Ты сыплешь щедрою рукою


Свое богатство по земли.


Под солнцем нет ничего прекраснее мира и Елисаветы, которая мир


...в Россию возвратила


Войне поставила конец.


Умолкли звуки пушечных выстрелов и в мирной стране начинается столь милое сердцу поэта дело:


Здесь в мире расширять науки


Изволила Елисавет.


Так Ломоносов славит утверждение Елисаветой Петровной нового устава Академии наук, по которому средства на содержание академии были увеличены вдвое.


Затем Ломоносов напоминает царице о ее отце — Петре I. Он говорит, что Петр I России был послан Богом, что он был человеком, каких не знала земля русская от века:


Сквозь все препятства он вознес


Главу, победами венчанну,


Россию, грубостью попранну,


С собой возвысил до небес.


Ломоносов вспоминает не только военные победы Петра, но прежде всего славит его за покровительство наукам. А далее он рисует широкую панораму необъятной Российской империи, которая благодарит Елизавету за мир. Но это «земель пространство», каким наградил всевышний царицу, «требует... искусством утвержденных рук», т. е. людей, которые могут грамотно управлять страной, развивать ее промышленность, ремесла, науки. По твердому убеждению Ломоносова


...может собственных Платонов


И быстрых разумом Невтонов


Российская земля рождать.


А заканчивает свою оду, посвященную Елизавете Петровне, русской императрице, Ломоносов так:


Науки юношей питают,


Отраду старым подают,


В счастливой жизни украшают,


В несчастный случай берегут.





 
Так ода царице превратилась в оду любимой России, ее людям, ее науке. И до сих пор оды Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии М. В. Ломоносова. Сочинение Ломоносов М. В. - Разное Пример сочинения: - «Кто знает, коль Велик Творец...» (по творчеству М. Ломоносова) Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни России и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине. Родился Ломоносов в 1711 году в деревне, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры, в семье крестьянина-помора. Его детство и юность протекали среди величественной северной природы, и многие наблюдения тех лет он использовал впоследствии в своих научных трудах. С десятилетнего возраста Ломоносов испытал все трудности морского промысла, которым занимался его отец, и они укрепили его отвагу» выносливость, находчивость. На формирование взглядов и личности Ломоносова оказало Сильное влияние своеобразное положение русского Севера, где отсутствовало крепостное право, были широко развиты промыслы и ремесла, распространено устное народное творчество. Но было бы ошибкой говорить о том, что Ломоносова целиком создала «областная культура» Севера. Его создал, по словам А. Морозова, «исторический опыт и гений всего русского народа». Грамоте Ломоносова обучили крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Сабельников. Они и пробудили в его душе неуемную жажду знаний, любовь к книгам. Ломоносов много читал (позже он называл «вратами своей учености» «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную» Леонтия Магницкого и «Рифмованную псалтырь» Симеона Полоцкого) и успешно учился. Однако крестьянское происхождение не позволило ему вовремя продолжить обучение. Тем не менее, поступив в конце 1730 года в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов очень быстро освоил все науки. Именно в эти годы начало формироваться и его научное и философское мировоззрение. В конце 1735 года Ломоносов в числе двадцати «в науках достойных» учеников «Спасских школ» был направлен в Петербургскую Академию наук, а всего через год стал студентом университета немецкого города Марбурга. Во время учебы в Германии Ломоносов проводил самостоятельные исследования: «О превращении твердого тела в жидкое...», «Физическая диссертация о различии смешанных тел...», а также с интересом штудировал руководства по стихосложению и пробовал себя в стихотворстве. Уже в 1739 году он прислал в Академию наук «Оду на взятие Хотина» вместе с «Письмом о правилах российского стихотворства», завершив тем самым реформирование русского стихосложения. Далее научная подготовка Ломоносова продолжилась в Фрейберге, где он обучался горному делу и маПример сочинениятике. В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую Академию наук, и с этого времени началась зрелая пора его разносторонней творческой деятельности. Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автор произведенияом замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносова Рекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — абсолютно новой в то время области знания; впервые ввел в практику физического исследования микроскоп, заявил себя сторонником томно-молекулярного строения материи. Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом. Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений. Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить «чистой науке» и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых. Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой Литературный жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет «Риторика», в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил «Российскую грамматику», которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал. Все филологические работы Ломоносова были направлены на решение основной задачи — мобилизации, «концентрации» всех «живых национальных сил русского языка». Итоговым произведением в филологическом цикле Ломоносова явился его трактат «Предисловие - о пользе книг церковных в российском языке», в котором он изложил свои идеи о разделении всех слов литературного языка на «три штиля», каждый их которых связал с определенным Литературный жанром. Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами од Анакреонта, но и тем, что в нем нашло отражение его собственное поэтическое кредо. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу, а в поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. В историю русской литературы Ломоносов вошел как выдающийся поэт-одописец. Его «Ода на взятие Хотина», написанная в 1739 году после блестящей победы русских войск, стала важным рубежом в истории литературы. Она написана четырехстопным ямбом — размер, которым будут написаны большинство од XVIII и начала XIX века, и который станет любимым размером Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина и других выдающихся поэтов XIX—XX веков. Свои похвальные оды Ломоносов писал в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха (Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II), но значение и содержание этих од намного шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой из них поэт живо откликался на различные факты современной ему политической жизни и развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды — стихотворного переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Свои обширные научные познания в области науки Ломоносов также сделал предметом поэзии. «Научные» стихи он посвящал явлениям природы, прежде всего космической теме. Кроме того, в этих стихотворениях нашла отражение связь научных интересов Ломоносова с его практической деятельностью. Одним из свидетельств такого единства может служить знаменитое «Письмо о пользе стекла», в котором поэт также стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки. Ломоносов дал также образец русской классической эпической поэмы (две песни незаконченной поэмы «Петр Великий»), к которому неоднократно будут обращаться многие поэты не только в XVIII, но и в XIX веке. Обращался Ломоносов и к драматургии (трагедия «Тамира и Селим», в которой нашла отражение национальная русская история, и трагедия «Демофон», созданная на материале древнегреческой жизни), так как в то время на петербургской сцене полностью отсутствовали пьесы, написанные русскими автор произведенияами, и он хотел восполнить этот пробел. Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы. Большую воспитательную роль его жизни и личности от-Мечтил известный критик В. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ». «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», — так говорил о нем А. С. Пушкин. И действительно, трудно назвать область знаний, в которой не оставил свой значительный след Михаил Васильевич Ломоносов. Разносторонность его научных интересов просто поразительна. Он опытным путем доказал закон сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным электричеством, руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол, сам создал несколько мозаичных полотен и панно, первым заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану. Являясь основоположником русской химической науки, он разрабатывал проблемы абсолютно новой для того времени области знаний — физической химии. В своем «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» он обобщил наблюдения над атмосферным электричеством. Указывая на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Исследовал Ломоносов и проблемы геологии, находя причину землетрясений, открывая органическое происхождение подземных ископаемых — торфа, каменного угля, нефти и др. Интересовался он также астрономией, ведя наблюдения за небесными телами с помощью самостоятельно сконструированного телескопа. Большой вклад внес он и в развитие исторической науки. И по праву гордился своим народом, который в трудных жизненных условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул». Однако наиболее весомый вклад внес Ломоносов в развитие национальной литературы. Он добился единства содержания и формы в литературном языке. Опираясь на «Рифмованную псалтырь» Симеона Полоцкого, а также «Грамматику» Мелетия Смот-рицкого и труд Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная», поэт уверенно продвигался вперед в изучении, осмыслении и дальнейшей разработке поэтической речи. Большое впечатление на него произвел и трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Однако, изучая все эти труды, Ломоносов все же шел своим путем, уверенно производя реформирование русского стихосложения, которое окончательно завершил в «Письме о правилах российского стихотворства». Автор произведения утверждает, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», он также рекомендует использовать все, «чем российский язык изобилен...» Поэт Уверенно отходит от использования в литературе старого книжного языка, сознавая, однако, что невозможно полностью отказаться От «славенского наречия». Таким образом, он создал язык, который соединяет в единое целое различные по природе и источникам элементы. Итогом кропотливой и напряженной работы Ломоносова над литературным языком стали его филологические труды, первым из которых является «Риторика». В ней автор произведения стремился открыть людям основы стройного, логического, аргументированного и вместе с тем выразительного изложения, знакомя читателя с произведениями выдающихся античных автор произведенияов и примерами собственного творчества. Произведение это стало важнейшим и доступным для широкого круга читателей руководством по теории литературы, воплотившим основную задачу автор произведенияа: утвердить систему художественной образности, способной воздействовать на эмоциональную сферу человеческого восприятия. Здесь он положил начало разработке стилистических и синтаксических норм литературного языка, вывел основные положения будущей теории «трех штилей». Как и во многих других своих произведениях, поэт воспевает науку: «Кто к добродетелям путь отверзает? наука; кто рассеянные народы в общества собрал? наука; кто построил грады и открыл страны, отделенные морями? наука». Подчеркивает он и величие простых тружеников, и важность мира на земле — непременного условия ее процветания. Логическим продолжением «Риторики» стала «Грамматика» — общедоступный свод грамматических правил. Поэт был убежден в безграничных возможностях русского языка выражать «тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в видимом строении мира и в человеческих обращениях». Он отмечал, что родной язык впитал в себя особенности многих литератур — «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Завершением филологических исследований Ломоносова стал трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Из соотношения церковнославянской и исконно русской лексики, автор произведения выводит «три штиля»: высокий, посредственный и низ-Кий, за каждым из которых закрепляет определенные Литературный жанры литературы. При этом его собственное литературное наследие достаточно разнообразно и охватывает все Литературный жанры и направления. Величественная, торжественная и глубоко проникновенная поэзия Ломоносова была полностью подчинена духовным и материальным нуждам народа. Всю свою энергию, знания и талант М. В. Ломоносов направил на борьбу за новую, просвещенную, могучую и величественную родину, прославляя в своих произведениях русских героев «от земледельца до царя». Вся его жизнь и деятельность — прекрасный пример преданного служения отечеству.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет»
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет», Ломоносов