А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Наследник поэтических традиций Пушкина и Лермонтова - сочинение


Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немирове, 10 декабря 1821 г. Детство поэта прошло в родовом имении (село Грешнево Ярославской губернии) Учился он в ярославской гимназии. В 1.838 г. Некрасов приезжает в Петербург. Отец его, ярый крепостник (в прошлом армейский офицер), хотел, чтобы сын определился в кадетский корпус. Но юноша решил поступить в университет, вследствие чего раздраженный отец отказал сыну в средствах. Некрасов много работает; чтобы не умереть с голоду, становится литературным поденщиком, пишет газетные фельетоны, маленькие рассказы, водевили. Вспоминая впоследствии это время, поэт говорил: «Праздник жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда...» Конечно, не только ради-заработка писал молодой литератор. В 1840 г. он публикует сборник стихотворений под названием «Мечты и звуки». Стихи получились слабыми, подражательными. Белинский осудил их за надуманный романтизм и незрелость. Некрасов тяжело переживал неудачу, но духом не пал. В 1841 г. произошло его знакомство с великим критиком. Эта встреча, как признавался Некрасов, явилась «спасением» для него.

Белинский помог молодому поэту найти себя, обрести свой голос. «Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный» — обращается Белинский к Некрасову уже в 1846 г. по поводу стихотворения «В дороге». С середины 40-х годов поэзия Некрасова наполняется новым, реалистическим содержанием, становится знаменем боевых демократических настроений. Это «не стишки,— писал Белинский,— к деве и луне; в них много умного, дельного и современного» (8, 149).

Некрасов шел в поэзии трудной дорогой. У него были неудачи, порождавшие отчаяние. Тогда ему казалось, что стих его «суров» и «неуклюж», не заключает в себе «поэзии свободной» (/, 129). Но сомнения в конечном счете преодолевались — к Некрасову возвращалась вера в себя, и необходимость такой поэзии, которая «добрых прославляет», «клеймит злодея и глупца» (/, 129). В середине XIX в. в печати появляются ею лучшие произведения: «В дороге», «Тройка», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов выступил в них как лирик, слово которого захватывает читателя волнующей простотой, и как гневный сатирик, учивший «ненавидеть лицемерие и бездушие» крепостников-помещиков, и как беспощадный критик пореформенной буржуазии (поэма .Современники») .с ее растленной собственнической моралью, и как бунтарь-гражданин, устремлявшийся «на бой, на труд» «за обойденного, за угнетенного», и как непревзойденный знаток русского национального быта. Шпрота тематического диапазона сочеталась в поэзии Некрасова с яркостью, глубиной типизации.


Некрасов именовал свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». Трагедия неимущего городского люда, крестьянства раскрыта Некрасовым с такой силой, какой не знала до него русская поэзия.

В стихотворении «В дороге» (1845) рассказывается о горестной судьбе крестьянской девушки Груши, которую с детства воспитывали «вместе с барышней» как дворянку, а потом выдали замуж за ямщика («Знай-де место свое ты, мужичка!») и «крутенько» пришлось крестьянке: «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела —«погубили ее господа». Молодая женщина чахнет («На какой-то патрет всё глядит, / Да читает какую-то книжку...»), жить ей осталось недолго: через месяц «чай, свалим... в могилу...». За бесхитростным рассказом ямщика угадывается . драма развитой личности, которая познала жизнь сердца и ума, но в ней сломили человеческое, лишив права на осмысленный, свободный жизненный выбор.

Трагедия крестьянки, обреченной на духовную смерть, раскрыта в стихотворении «Тройка» (1846). Девушка засмотрелась на проезжего красавца-корнета. Однако напрасно «забило сердечко тревогу», юную крестьянку ожидает другая доля: «За неряху пойдешь мужика!»

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Поэт-реалист не приукрашивает крестьянский крепостной быт. Человеческие отношения в нем складываются нередко уродливо, без проблесков духовной красоты:
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть...




 
Суровая, на редкость откровенная констатация! Однако она направлена не против самих крестьян или труда — источника человеческой радости,— а против социальных отношений, превращавших жизнь низовых сословий в страдания. Отсюда гуманизм автора, его глубокое сочувствие беднякам. Таких сцен еще не знала русская лирика. Некрасов проклинает условия, порождающие людские несчастья, гневно обличает тех, кто равнодушен к страданиям бедняков, тиранствует по отношению к своим ближним — Псовая охота» (1846); «Нравственный человек» (1847). В 50—70-е годы Некрасов неустанно углубляет и расширяет тему народного страдания, сделав ее едва ли не генеральной. Он показывает места, в которых проживает городская беднота: грязные улицы, «лавки, мосты», «каждый дом золотухой страдает», «штукатурка валится — и бьет тротуаром идущий народ» («О погоде», 1859—1865). Поэт рисует несжатые полосы, забытые деревни, спившихся, доведенных до крайней нищеты крестьян, «русскую долюшку женскую», труднее которой вряд ли «сыскать» ^«Несжатая полоса», 1854; «Забытая деревня», 1855; «Эй, Иван», 1867; «В полном разгаре страда деревенская...», 1863; «Калистрат», 1863; «Орина, мать солдатская», 1863). В его стихотворениях раскрывается потрясающая правда о капиталистическом предпринимательстве («Железная дорога», 1864), невыносимо тяжелом фабричном труде детей при капитализме («Плач детей», 1860). Поистине необозрим круг народных страданий, очерченный в поэзии Некрасова. Дворянские критики не раз упрекали поэта за постоянное внимание к «темным», неприглядным сторонам жизни. Однако Некрасов защищал право поэта на изображение народных бедствий как ведущей темы современности, не стыдился того, что «на уме» у него «мужики» Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа»... ( Не верьте, юноши! не стареет она. («Элегия», 1874) И все-таки неверно было бы считать Некрасова только певцом народных страданий, что обычно подчеркивалось в дореволюционном буржуазном литературоведении. Некрасов был и певцом мести, борьбы, возбудителем скрытой энергии народа. При этом надо учитывать исторические условия, в которых поэту приходилось выполнять такую работу. В середине XIX в. крестьянство — основное население России — не имело своего революционного авангарда. Отсюда политическая незрелость, противоречивость его настроений. Некрасов чувствовал и отразил это намного острее других русских поэтов: Душа что туча черная Гневна, грозна, и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А всё вином кончается. Пошла по жилам чарочка И рассмеялась добрая Крестьянская душа!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Наследник поэтических традиций Пушкина и Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Некрасов > Наследник поэтических традиций Пушкина и Лермонтова
Николай Некрасов

Николай  Некрасов


Сочинение на тему Наследник поэтических традиций Пушкина и Лермонтова, Некрасов