А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема Феномен А С Пушкина - сочинение

План:
1. Гений Пушкина и его время.
2. Лицейский период творчества как период ученичества.
3. Петербургский период. Значение поэмы «Руслан и Людмила» для русской поэзии.
4. Стихи и поэмы периода южной ссылки. «Борис Годунов» как трагедия нового типа. Новаторство Пушкина.
5. Поэмы второй половины 20-30-х. Болдинская осень.

І. Гений Пушкина и его время.
Генрих Волков: «Созвездие гениев появляются в истории в определенные периоды, словно вспышками, которые то разгораются, то совсем затухают». Пример – великие таланты эпохи Возрождения. Задумывался над этими вопросами и Пушкин, размышляя над периодом во фр. литературе, совпадающим со временем правления Людовика XIV.(«…Или каждому народу судьбою назначена эпоха, в которой созвездие гениев вдруг является, блестит и исчезает?…И владычество их над умами просвещенного мира гораздо легче объяснить, нежели их неожиданное пришествие».

Задача гения – вовремя родиться. Сам Пушкин довольно определено ответил на вопрос о чуде своего гения : «Был эхо русского народа». Герцен как-то отметил, что Розсип ответила на реформы Петра через сто лет громадным явленим Петра.
На первый взгляд для развития гения Пушкина были не всегда самые благоприятные (особенно при Николае I, непросвещенные монархи), хотя при Александре Первом как будто началась оттепель (после царствования Павла Первого), либеральные новшества вселяли надежду на возможность внедрения в рос. жизнь идеалов Просвещения. Напрасно.

В культурном плане – время превосходное. Пушкин родился в последний год 18 столетия и сумел воплотить в своем творчестве дух двух столетий, унаследовав все замечательное, что было накоплено в эпоху Просвещения. Литература ощущала токи живой жизни.

Пушкин стал возможен потому, что до него были Ломоносов, Державин, Жуковский, Батюшков, Давидов.… Весь их опыт он в себя вместил и поднялся выше.

В историческом плане… Без огромного потрясения, войны 1812 года и победы над Наполеоном, Пушкина не было бы как национального поэта. Рождение Пушкина поэтому совпало с духовным подъёмом русской нации. Отсюда и «клокотание умов» в период с 1811 по 1817 (Пушкин – в Лицее). (Надвигалось мрачное время аракчеевщины).

Пушкин всегда в эпицентре «брожения молодых умов» и практически не было такого недюжинного ума в России, с которым Пушкин не установил бы самого близкого знакомства.

Пушкин уникален в мировой истории и вместе с тем он – типичный образец гениальности (Геніальність митця визначається силою сприйняття світу та впливу на людство (Гете. Собр. соч. в 13 т, т. 7.), універсальністю дарування в тій чи іншій галузі. Д.Гілфорд зауважує, що такий митець проявляє у процесі творчості шість здібностей: бистроту мислення, аналогій, протиставлень; експресивності; вміння переключатися з одного класу об’єктів на інший; адаптаційної гнучкості або оригінальності; вміння надавати художній формі необхідних окреслень).

II. Лицейский период творчества как период ученичества.
Лицейская поэзия свидетельствует о быстром усвоении и преодолении литературного опыта. Но прежде чем найти себя, П-ну пришлось испробовать гораздо больше разнообразного материала, переворошить много тем, форм, образцов, чтобы затем идти своим путем.

Особый характер поэзии этого периода придает ее цитатный характер. По его цитатам можно установить круг его чтений увлечений . См, напр., поэму «Монах», которая построена на мотивах ситирической и мифологической фр. поэзии 18 в., а также дидактической в др. произведениях. Интересно, что Пушкина в основном тут привлекают большие, монументальные поэтические формы – поэмы, а не лирические сборники, хотя в его творчестве они пока не занимают большого места.

Только в 1816 г. П. начинает обретать свои формы и свои излюбленные темы, (напр., цикл ст-й, посв. Бакуниной), но произведения остаются подражательными (откровенно подражательны его пасторальные стихи: «Рассудок и любовь», «Блаженство», «Фавн и пастушка»).

Гораздо органичнее для П-на – жанры, свойственные карамзинистам, а именно: фамильярное послание («Городок») и послание дидактическое («Безверие», «На возвращение Александра», «К Жуковскому», К другу стихотворцу» - первое произведение, появившееся в печати) + эпиграммы, мадригалы, философские сказки и анакреонтика с эпикурейской поэзией, сильно напоминающая Батюшкова, + высокая ода («Воспоминания о Царском селе»), элегия.

В рамках клас. жанров оригинален П-н был в стихотворениях на темы, данные ему жизнью (См., например, «Пирующие студенты», которые являются отрицанием туманной мечтательности элегических произведений и жеманности пасторальных, и в котором П. обретает конкретность и вещность слов).

С большим вниманием относится к жанрам промежуточного порядка (лиро-эпическим). Жанр сюжетных элегий («Наполеон на Эльбе»).

Лицейский период замыкается большим эпическим замыслом. Это поэма «Руслан и Людмила». Подобно «Монаху» - итоговое произведение, впитавшее в себя все чтения и увлечения Пушкина. Как отмечает Томашевский, «этой поэмой буквально ликвидируется огромный запас его (П-на) произведений, и , создав «Руслана и Людмилу», П. уже не в состоянии вернуться к чему-либо в том же роде».


II. Петербургский период. Значение поэмы «Руслан и Людмила» для русской поэзии.

В 1817 г. Пушкин оканчивает лицей , переезжает в Петербург и становится становится активным членом кружка «Золотая лампа».

Главное достижение – поэма «Р. и Л.».
Это первый удачный опыт трактовки народно-сказочного сюжета, перенесенного в сферу привычных литературных форм «романтической поэмы». Отсутствие морализации, дидактики, аллегорий, простой рассказ с большой дозой присущей автору иронии, интимно-фамильярный тон, простота и сжатость в развитии сюжета – все воспринималось как новинка, и поэма П-на немедленно вызвала подражания (См., например, «Ратмир и Светлана» А.А.Шишкова)

Именно с этого произведения история подражания П-ну и начинается. И это несмотря на то, что элементы подражательности в самой пушкинской поэме были замечены сразу. Здесь и заимствование общей структуры поэмы у Вольтера («Девственница»), и перенесение отдельных эпизодов из фантастических поэм Ариосто, Виланда, из повести Лафонтена, из Жуковского. Круг всех источников не определен.




 
Народные источники отразились на поэме мало, но именно за народный элемент П-ну досталось от «староверов». Механизм стиха Пушкина, его слог был усвоен очень быстро и П-н поначалу приветствовал своих подражателей, т.к. имел цель – создать современную школу руской поэзии. В лирике продуктивными остаются два жанра, испробованные в лицейский период – элегия и послание («Н.Я.Плюсковой», «К Чаадаеву»). Ст. «Деревня» в этом плане нечто оригинальное – первая часть элегична, а вторая – сатирична. Элегия – наиболее продуктивный жанр этого периода, т.к. эта форма оказалась наиболее емкой для передачи настроений и чувствований человека 20-х годов (облик поэта романтика, посвящающего отчизне «души прекрасные порывы»). Именно в форме элегии П. нашел свой голос – тот язык и стих, которые обеспечивают ему признание со стороны самых жестоких противников Сейчас индивидуальность П-на не так просто уловить, т.к. язык П-на через подражателей и эпигонов становится едва ли не общим языком русской поэзии 19 века, своего рода поэтическим эталоном даже в школах, наиболее удалявшихся от поэтического канона. Однако эпигонство пользовалось в основном нормой пушкинского языка в его первоначальной стадии, но с меньшей экспрессивностью и с менее удачным преодолением сопротивления механизма стиха. Удельный вес лирики этого периода невелик. Но значение гражданской - исключительно (+«Вольность», 1817, “Noel”, 1818, и некоторые политические эпиграммы). Гражданские стихи П. – наиболее яркое выражение чисто политической лирики декабристов. III. Стихи и поэмы периода южной ссылки. Новаторство Пушкина. Отдельное издание поэмы «Р. и Л.» увидело свет, когда П. уже не было в Петербурге. Царское правительство, напуганное ростом освободительного движения в, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, весною 1820-го сослало его на юг (нетрадиционное направление). Он едет в Екатеринослав (Днепропетровск), где находится в течении 4 м. (канцелярия Инзова) и знакомится с героем войны 12-го г. Н.Н.Раевским. А потом переезжает в Кишинев (вслед за Инзовым), который был тогда центром декабристского движения. Знакомится с Пестелем, попадает в круг будущих деятелей Южного общества. Совершает поездки по Украине (имение Давыдовых). Лирические стихи этого периода носят ярко романтический характер. Антологические подражания древним, фрагментарные любовные элегии – первые формы этого «южного направления». Одно из лучших – «К морю», 1824. Море – идеал свободы и независимости. Жанр элегии эволюционирует. Двойное влияние Шенье и Байрона. Отрицание гражданской действительности базировалось на руссоистской антиномии цивилизации и природы. Мотивами положительных идеалов являлась природа, естественное состояние человека. Отсюда обострение мотивов природы в ее южной, экзотической форме. Богатство ассоциаций, глубина перспективы («Нереида», «Редеет облаков летучая гряда» и др.). В истории жанровой эволюции лирики Пушкина необходимо упомянуть борьбу против унылой элегии. Статья Кюхельбекера в «Мнемозине» (24) «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (назвал русских поэтов современности стариками). Около того же времени Пушкин написал: Избавь нас, боже, От элегических куку! Связаны изменение с процессом преодоления П-ным в 1820-24 гг мотива отчаяния и сомнения . Поэмы – «Кавказский пленник» и «Цыганы», тесно связаны с подражанием Шенье 1820 и 21 гг. Критика не знала к какому роду поэзии их отнести. Отнесла к «роду новейших английских поэм, какие особенно встречаются у Байрона». Более точному определению мешало то, что вопреки нормам эпического произведения трад. типа, у П. преобладали над «происшествием» два элемента: описание природы и характер героя, который к тому же был сложным и противоречивым. Герой П. – ведущий представитель века, несущий на себе проклятье культурного уклада жизни (символ соц. противоречий) с иным, первобытным укладом (гармония) В предисл. к первой гл. «Е.О.» П. связал героя «Кавк. пл.» с характером Онегина («преждевременная старость души») Долгое время русский байронизм питался исключительно элементами романтической поэтики, усвоенными П-м, не восходя к англ. оригиналу (Томашевский). Все южные (+ «Братья-разбойники, 1821-22, «Бахчисарайский фонтан», 1821-23, «Цыганы», 1824) поэмы П. послужили предметом подражаний и имитаций. Влияние «К.п.» казалось на «Эде» Баратынского, «Войнарвском» Рылеева, на формировании Лермонтова («Черкесы», «Кав. пленник»). Для многих современников П. навсегда остался романтическим поэтом. Дальнейшее его творчество представлялось им неясным и непонятным. А между тем именно в это время происходило подлинное созревание творческих сил Пушкина. Именно в это время он создавал произведения, которые оказали решительное влияние на все дальнейшее развитие русской литературы. Последним годом «южного» романтического периода был 1824 . Два капитальных стихотворных произведения : «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Подражания Корану». «Разговор» как лирическая форма вошел в рус.л. См.: «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова, «Поэт и гражданин» Некрасова. III. Поэмы второй половины 20-30-х. Болдинская осень. Условной датой нового периода можно назвать 1825. Дата совпадает с переездом поэта в Михайловское. До этого : В 1823 г П. переезжает в Одессу, где он прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо (атеизм). Новая ссылка – в Михайловское. Работа над «Евгением Онегиным» (заканчивает в 1830), трагедией «Борис Годунов»(1825). Обращение к жанру трагедии было знаменательным. П. задумал создать трагедию реалистическую. Опыт создания реалистической комедии уже был (Грибоедов). Романтическая драма, представленная в творчестве Байрона его не удовлетворяла. П. Требование естественности. Сложность и неоднозначность трагических характеров Бориса и Д.Самозванца. Противопоставление двух типов культур – русской и западной (Марина Мнишек и Ксения, дочь Годунова. Пимен – выразитель народной оценки, судья. Исторический материал трагедии. Отказ от норм и правил, которые долгое время считались обязательными в русской драматургии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема Феномен А С Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Тема Феномен А С Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Тема Феномен А С Пушкина, Пушкин