А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ положительного героя в романах Толстого и Достоевского - сочинение



Образ положительного героя в романах Толстого и Достоевского (Пьер Безухов и Лев Николаевич Мышкин), выражающий во многом идейно-нравственные искания писателей. Ставится вопрос о структуре личности положительного героя, о сочетаний в нем социально-типического (конкретно-исторического) и общечеловеческого (вневременного, сущностного). Толстой и Достоевский духовно сформировались в условиях пореформенной, но дореволюционной России, когда после крестьянской реформы 1863 года она окончательно повернула на путь капиталистического развития, сохранив пережитки крепостничества. В то же время это была эпоха широкого народного брожения и подготовки первой русской революции, а на Западе — постепенного умирания буржуазной демократии и мелкобуржуазного социализма XIX века и одновременно зарождения и начала подъема пролетарской демократии, распространения научного социализма.

Белинский писал, что Россия после 1861 года оказалась в таком «водовороте» все усложняющейся жизни, которого не знала ни одна из стран мира. Толстой и Достоевский были свидетелями общих исторических процессов превращения России феодальной в Россию буржуазную, они назвали свое время «перевалом». При всех различиях в эстетическом восприятии мира и в социальных позициях писатели сходились в неприятии буржуазной действительности, собственнического строя. И своем творчестве они выразили демократическое состояние общественной жизни, ее антагонистические противоречия, процессы всеобщего разлада и распада, неустойчивости и предчувствие близившихся грозных времен. Свою эпоху Толстой воспринимал как эпоху социальных потрясений: «Это времена революции». Достоевский сказал в «Дневнике писателя» за 1873 год: «Мы переживаем самую смутную, самую неудобную минуту, «кокет быть, из всей истории русского народа». В 1877 году в том же издании Достоевский писал о предстоящей «колоссальной революции, которая несомненно грозит потрясти все царства буржуазии во всем мире...».

Гибель буржуазного мира Достоевский считал исторически необходимой. Вспомним гениальные страницы, обличающие капиталистический порядок в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Он был убежденным противником социального неравенства, эксплуатации человека человеком. «Не может одна малая часть человечества владеть всем остальным человечеством как рабом, а ведь для этой единственной цели и слагались до сих пор все гражданские учреждения Европы».

Достоевский пишет об «окончательной, разделочной политической войне», которая разразится в «нынешнем еще столетии, может, даже в наступающем десятилетии». Он предвидит решительное историческое выступление пролетариата: «И вот пролетарий на улице. Как вы думаете, будет он теперь по-прежнему терпеливо ждать, умирая с голоду? Это после политического социализма, после интернационалки, социальных конгрессов и парижской коммуны? Нет, теперь уже не по-прежнему будет: они бросятся на Европу, и все старое рухнет на веки». «Грядет четвертое сословие, стучится и ломится в дверь, и если ему не отворят, сломает дверь».

Достоевский полагал, что европейская революция не приведет к социальной гармонии, потому что четвертое сословие, оказавшись у власти, обнаружит свое нравственное несовершенство. Уже в «Зимних заметках о летних впечатлениях» он писал, что «работники тоже все в душе собственники: весь идеал их в том, чтобы быть собственниками и накопить как можно больше вещей». Достоевский не верил в способность пролетариата уничтожить трагические противоречия буржуазной цивилизации. В западноевропейских рабочих он видел лишь «нетерпеливых нищих», которым страсть как хочется быть «имущими»—собственниками по образу и подобию своих угнетателей. На Западе, пишет он, «все собственники или хотят быть собственниками». Достоевский считал, что революция «четвертого сословия» не осуществит идеалов братства, ибо работники в душе собственники и приобретатели.


 
Достоевский и Толстой абсолютизировали значение нравственного начала в деле исторического развития человечества. Достоевский не скрывал своих разногласий с либералами-европейцами, по мысли которых «общественное совершенство людей зависит от совершенства общественных учреждений, воспитывающих в человеке если не христианские, то гражданские доблести». Отвечая на критику, Достоевский подчеркивал единство общественных и нравственных устремлений человечества. Нравственный идеал и общественное дело — это «живой организм», его нельзя делить на отдельные половинки. Единственным средством радикальных социальных изменений он считал нравственное совершенствование людей: «Если бы Собакевич и Коробочка стали настоящими христианами, уже совершенными, то изменились бы отношения между людьми. Прежняя барыня и прежний раб исчезли бы как туман от солнца, и явились бы совсем новые люди». Социальные изменения, таким образом, станут следствием глубокого нравственного перерождения людей. В капиталистическом обществе человек неизбежно приходил к закону борьбы всех против всех. Он отравлен здесь сознанием законности и необходимости борьбы за существование с себе подобными, поэтому становится агрессивным, попирающим интересы других. В каждом романе 60-х и 70-х годов Достоевский изображает героя-бунтаря, который индивидуалистическими средствами, стремится решить проблему жизнеустройства и терпит полное поражение именно потому, что в самом себе ощущает глубинное нравственное сознание. Для трагически обособившейся личности Достоевский видит единственный путь спасения в ее слиянии с народом, в признании ею нравственных представлений народа о жизни. Этот процесс слияния с народом возможен для нее именно потому, что она в самой себе несет не только жажду индивидуалистического самоутверждения, но и нравственную тревогу, связанную с внутренним непризнанием обособления и раскола. Толстой изображает исполненную противоречий личность положительного героя, способную возвыситься над кругозором родной среды и подвергнуть свою .жизнь и жизнь окружающих из господского слоя тщательному критическому анализу. Не находя в герое крайних проявлений индивидуализма, Толстой тем не менее подмечает в нем обостренное самолюбие, мешающее ему непосредственно и любовно сближаться с людьми. Но, с другой стороны, возрастает потребность в нравственном совершенствовании. В этом смысле очень показательны Николенька Иртеньев, Пьер Безухов, в которых неразрывно сплелись влечение к добру н чувство личного превосходства, получавшее у них в разные эпохи развития все новую и новую пищу, новые «соблазны». Жизнь для себя вступает в противоречие с избранным идеалом служения всем. Человек из цивилизованного общества лишен понимания смысла жизни, обречен на драматический разлад в самом себе, на внутреннюю дисгармонию, делающую существование мучительным и бессмысленным. Единственный путь освобождения для страдающей и мыслящей личности — это духовное воссоединение с народом, приобщение к его нравственным ценностям.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ положительного героя в романах Толстого и Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > Образ положительного героя в романах Толстого и Достоевского
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему Образ положительного героя в романах Толстого и Достоевского, Толстой