А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Дориан Грей обреченный или виновный - сочинение



Одним из наиболее сложных для осмысления образов художественной литературы есть образ главного героя романа английского писателя Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Вообще, процесс овладения этого произведения часто густо вызывает в современных школьников много трудностей. Можно предположить, что они обусловлены откровенной противоречивостью и запланированной автором парадоксальностью романа, в котором органически объединяются черты «эстетики неоромантизма» и «одного из ярчайших произведений английского эстетизма». В первую очередь это объединение отображается на противоречивости и сложности образа Дориана Грея. Вместе с тем нельзя не признать, что образ главного героя романа Уайльда с психологической точки зрение обрисован почти безупречно: Дориан Грей возникает в романе как живой человек, поведение и поступки которого всесторонне детерминированы его характером в широчайшем понимании этого психологического понятия.

Трагизм судьбы главного героя романа - если рассматривать психологические предпосылки формирования его характера - обусловленный совокупностью многих объективных и субъективных факторов. Каждый из них прибавляет психологической убедительности Дориану как живому человеку, как художественному образу, как воплощению морально-эстетичной позиции писателя и т.п..

Попробуем определить основные психологические закономерности, которые определяют характер Дориана Грея. Учитывая своеобразность фигуры главного героя романа Уайльда, надо признать, что определяющим фактором, который предопределяет поведение Дориана Грея на протяжении действия произведения, есть его отношение к самому себе. Это утверждение на первый взгляд может восприниматься как определенный парадокс, поскольку в романе Дориан Грей постоянно (сознательно или невольно) приносит несчастья и страдания другим людям, разрушает их, даже собственноручно убивает кое-кого из них. В конце концов, он становится источником страданий почти для всех людей, с которыми его сводит судьба, своеобразным олицетворением ужасов в жизни многих безвинных героев. Это действительно так. Но так происходит лишь потому, что главным смыслом жизни Дориана Грея было обожествление собственной внешней красоты, для сохранности которой он разрушал свою жизнь, жизнь других людей и, как оказалось в конце произведения, ту же самую Красоту.

Итак, отношение Дориана Грея к себе - это хорошо известный в психологической науке типичный «нарцистичный тип поведения», или «нарциссизм». Во время «психологической реконструкции» характера героя рассмотрим психологическую сущность этого явления и проявления «нарциссизма» в поведении Дориана Грея.


 
Одной из наиболее распространенных в жизни человечества чудищ вторичного «нарциссизма» есть родительская любовь к детям (которое подавляющее большинство людей по ошибке считает высочайшей степенью альтруизма). Речь идет о ситуации, когда ребенок становится для «нарциссов родителей» средством собственного самовосхваления, своеобразным доказательством собственной исключительности. Преувеличение родителями достоинств ребенка и вместе с тем игнорирование его «обыкновенности» и недостатков, которые (по их мнению) «унижают» их самих, желание устранить с его пути все препятствия, - все это может послужить причиной тяжелых последствий в дальнейшей жизни человека. Конечно, что анализ истоков и проявление «нарциссизма» Фрейд осуществлял исключительно в пределах собственной теории психоанализа. Такой подход во многих случаях не мог обоснованно объяснить многообразия проявлений «нарциссизма», не давал возможности всесторонне осмыслить его как психологическое и социальное явление. Психолог и философ Э. Фромм опирался на идеи и достижение Фрейда, но осмысливал психологическую природу «нарциссизма» всесторонне, применяя более разнообразные и потому более убедительные научные аргументы. За основу осмысления сущности «нарциссизма», его влияния на личность и жизнь человека Э. Фромм берет не исключительно половые инстинкты (как это было в концепции Фрейда), он рассматривает это явление с точки зрения «психической энергии». В «нарциссизме» Э. Фромм выделял две формы: доброкачественную и злокачественную. Первая характеризуется тем, что объектом «нарциссизма» есть результат собственных усилий личности, вторая - предметом «нарциссизма» становятся собственное тело, внешность и т.п. Такое понимание «нарциссизма» дает возможность адекватно оценить как собственно личность, так и ее особенную социальную деятельность. Именно поэтому концепция Э. Фромма есть более социально адаптированной, соответственно, во время «психологической реконструкции» характера Дориана Грея мы опираемся на определенные исследователем характеристики «нарциссизма» как психологично социального явления. Итак, психологические особенности характера Дориана Грея предопределяют именно такое типичное поведение человека, которое мы наблюдаем в романе. Рассмотрим, есть ли поведение героя психологически возможным. И принципиальным моментом этого рассмотрения являются выяснения главного вопроса: «Или можно считать ужасное преобразование Дориана Грея, которое читатели наблюдают на протяжении романа, несчастным случаем, или этот человек был обреченным прожить сам такую жизнь»? Для этого нужно прежде всего проследить за формированием характера Дориана Грея, определить факторы, которые стали определяющими во время формирования этой личности. Считаю, что раскрытие характера Дориана Грея целесообразно провести путем своеобразного «обрамления»: рассмотреть внешность героя в начале романа и в конце. Содержательная игра «человек - портрет», которую применяет писатель, дает возможность проследить за тем, как негодная жизнь искажает человека, его душу. «Зеркалом», которое подробно, на уровне наименьших изменений, отображает моральное саморазрушение главного героя, становится именно портрет, произведение искусства, которое должны навсегда сохранить гармонию внешней и внутренней красоты Дориана Грея. Тем не менее, портрет «взял на себя» бремя того сплошного зла, в которое превратилась со временем жизнь красавца-юноши, внешность которого будто бы была неподвластна времени. Именно ужасные изменения портрета отображали этапы морального самоуничтожения, наблюдение за которым стало смыслом жизни Дориана Грея.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Дориан Грей обреченный или виновный. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Уайльд > Дориан Грей обреченный или виновный
Оскар Уайльд

Оскар  Уайльд


Сочинение на тему Дориан Грей обреченный или виновный, Уайльд