А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Чехов > Деталь как художественный прием в творчестве А П Чехова
Деталь как художественный прием в творчестве А П Чехова - сочинение
Чехов — виртуозный и искусный мастер малой литера­турной формы. Секрет его необычайной популярности в том, что в своих коротких рассказах он сумел охватить необъятные глубины человеческой души, одним точно по­добранным словом назвать то, чему писатели посвящали целые повести и романы. В письмах и записях Чехова встречаются такие изречения, как «краткость — сестра та­ланта», «искусство писать — это искусство сокращать», «писать талантливо, то есть коротко», «умею коротко го­ворить о длинных вещах». Излюбленный Чеховым жанр рассказа предполагает умение точно и лаконично выска­зать основную авторскую мысль, вскрыть внутренний смысл волнующей его проблемы. Посредством как будто незначительной подробности, детали, казалось бы, случай­ной реплики Чехов открывает читателю тайны человечес­кого сердца, которое часто ноет и болит от невыносимой скуки, пошлости и ничтожества окружающей жизни, бес-плодных мечтаний о лучшей доле... Как опытный врач который с первого взгляда на пациента определяет болезнь и ставит диагноз по внешним ее проявлениям, Чехов видит симптомы духовной немощи общества уже во внещнем образе жизни людей, в их манерах, привычках, поведении. Он считает, что писатель призван объективно отражать жизнь, не внося в повествование никакого мо­рализаторства, а тонко и ненавязчиво, с помощью мел- ких, но значимых деталей указывать читателю на скры­тый смысл изображаемого. Именно частное, деталь, сто­ит на первом месте в поэтике Чехова, будучи одним из основных способов отражения целого. В рассказе «Ионыч», желая показать бесцельность, по­шлость, свойственную образу жизни обитателей городка С., автор изображает «самую образованную и талантливую» семью Туркиных. Туркин с гордостью говорит о музыкаль­ных способностях дочери и писательских дарованиях жены. А вот авторская характеристика фортепианной игры Ека­терины Ивановны: «Она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля». Литературный талант Веры Иоси­фовны заключается в том, что ее роман начинается слова­ми «Мороз крепчал...» и пишет она «о том, чего никогда не бывает в жизни». Однако для отца семейства Туркиных жена пишет «недурственно», а об исполнительском искус­стве дочери он не без гордости говорит: «Сегодня она иг­рала как никогда». Видя ограниченность и заурядность «самой талантливой» семьи в городе, читатель понимает, насколько низок культурный уровень его жителей. Рутин­ная жизнь, засосавшая доктора Старцева в болото повсед­невности, делает из него располневшего, страдающего одыш­кой Ионыча, который настолько пассивен, что может лишь послушно следовать заведенному до него распорядку. И здесь Чехов не указывает прямо на полную деградацию своего героя, а демонстрирует инертность его натуры с помощью такой детали, как езда на тройке с бубенчиками, ибо он «неохотно ходил пешком», а о его замкнутости и нелюди­мости мы судим по глупой кличке, которую ему дали в городе, — «поляк надутый», хотя, как замечает автор, Старцев «никогда поляком не был». Душевную пустоту, цинизм и равнодушие Гурова, ге­роя рассказа «Дама с собачкой», писатель показывает так­же через деталь: после первого любовного свидания Гуров спокойно направляется к блюду с арбузом и начинает «его есть не спеша», не замечая или не желая замечать сму­щенного и расстроенного выражения лица Анны Сергеев­ны, впервые изменившей мужу.
В рассказе «Душечка», изображая косность и застой­ность жизни своих героев, Чехов в их портретных харак­теристиках широко использует мелкие детали, которые, восполняя недостаток или отсутствие их душевных и ду­ховных качеств, воспринимаются как постоянные свойства характера. На лице Кукина навеки застыло выражение отчаяния, и он, словно марионетка с нарисованной физи­ономией, несет на себе печать этой вечной тоски даже в день свадьбы. Пустовалов представлен как обладатель неизменной соломенной шляпы, белого жилета с золотой цепочкой и бороды. Для судьбы Оленьки, героини этого рассказа, вялое и медлительное существование которой Чехов показывает на фоне статичного мира вещей, при­вычных и регулярно повторяющихся действий и неизмен­ных отношений, особенно значима такая бытовая деталь, как чаепитие. Поскольку жанр рассказа требует экономии выразительных средств, а чаепитие упоминается десять раз, то эта деталь явно не случайна. Больного Кукина Оленька поит лечебным чаем с малиной и липовым цве­том, Пустовалов умирает от того, что, напившись горя­чего чаю, выходит из дому без шапки, а когда после дол­гого отсутствия к Оленьке возвращается ветеринар Смир- нин, то их волнующая встреча заканчивается тем, что они «вошли в дом сели чай пить». Деталь в рассказах Чехова имеет двойственный харак­тер. Будучи одним из многочисленных элементов, состав­ляющих систему выразительных средств художественного произведения, она не только уточняет, проясняет и обна­жает замысел писателя, но зачастую становится символом, который позволяет увидеть то или иное явление в широ­ком контексте культурных и духовных взаимосвязей.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Антон Чехов

Антон  Чехов


Сочинение на тему Деталь как художественный прием в творчестве А П Чехова, Чехов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Милосердие сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение про березу
  7. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  8. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  9. Образ Чичикова
  10. Сочинение о труде
  11. Мой любимый журнал сочинение
  12. Легко ли быть молодым
  13. Сочинение по картине грачи прилетели
  14. Подвиг человека на войне сочинение
  15. Моя любимая игрушка сочинение
  16. Заметка в газету по русскому языку
  17. Мои увлечения сочинение
  18. Сочинение на тему космос
  19. Сочинение Тарас бульба
  20. Сочинение описание предмета