А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Сочинения > Пруст > Лирические герои романов Марселя Пруста
Лирические герои романов Марселя Пруста - сочинение
Марсель Пруст родился в июле 1871 года в семье врача, ставшего затем генеральным инспектором медицинской службы. Учился в лицее, но без особого старания - мешала астма, обострившаяся, когда Прусту было девять лет. Литературные занятия не были тогда главным для Пруста. Тем не менее в 1896 году он издает сборник своих первых набросков и новелл под названием «Наслаждения и дни». Они отразили чрезвычайно узкий жизненный опыт начинающего писателя, его увлечение светской жизнью, хотя уже здесь обнаруживаются характерные для Пруста противоречия: он не раз напишет о том, что светская жизнь знаменует отказ человека от подлинных радостей, от природы; от наслаждения искусством, от чувств непосредственных и искренних. Лучшее в первом произведении Пруста - импрессионистические миниатюры, меланхолические пейзажи, картины, созданные воображением человека, предпочитающего действительной жизни мир фантазии, мир воспоминаний. После выхода первого сборника Пруст долгое время публиковался мало: несколько незначительных статей и фрагментов, переводы из Дж. Рескина, которым увлекался. Казалось, что он вовсе отошел от литературы. Однако после смерти писателя были обнаружены черновики незаконченного и неотредактированного им романа «Жан Сантейль». Роман писался, очевидно, в 1895-1900 годах и позволяет говорить о том, что тогда начался новый период творчества Пруста. Роман этот тоже автобиографичен, но Пруст пытается в нем прямо изобразить французское общество конца прошлого века. Герой романа Жан Сантейль наблюдает и политические столкновения в парламенте, сочувствуя при Э1-ом левым, и определяет свое отношение к делу Дрейфуса, не скрывая симпатий к осужденному и оклеветанному человеку. Правда, к концу произведения он явно разочаровывается в политике и обращается к искусству, противопоставленному обществу. В начале века Пруст теряет иллюзии относительно светского общества, к тому же резко обостряется его болезнь. Он вынужден поселиться в обитой пробкой комнате, все реже покидает ее. В своем заточении, однако, Пруст проявил вдруг неожиданную работоспособность: с исключительным увлечением он писал роман, который стал главным делом его жизни и который прославил его,- роман «В поисках утраченного времени». С 1911 года Пруст безуспешно пытался устроить первый том в издательство; лишь в 1913 году выходит «В сторону Свана». Книга прошла незамеченной читателями и почти незамеченной критикой. Вторую часть-«Под сенью девушек в цвету» Пруст напечатал в 1918 году; в 1919 году она получила Гонкуровскую премию и принесла писателю известность. Затем публикуются следующие части огромного произведения: «Сторона Германтов» (1920-1921), «Содом и Гоморра» (1921-1922), посмертно - «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925), «Найденное время» (1927). Творение Марселя Пруста воспринимается как форма существования его создателя, как единственная доступная ему и полностью его устраивающая форма практического действия. Чем ближе конец книги, тем яснее, что Пруст предпочитает искусство, а не жизнь: «Истинная жизнь, единственная жизнь - это литература». Легко понять первоначальные, личные причины такого именно соотношения искусства и жизни: «В поисках утраченного времени» написано человеком, почти изолированным болезнью от жизни и активной деятельности, человеком, которому оставались одни лишь воспоминания. Для Пруста, когда он работал над романом, жизнь с каждым месяцем становилась прошлым, а время бежало все быстрее. Бесконечная ткань его повествования, которую Пруст вряд ли перестал бы ткать, если бы не смерть, кажется единственным доступным писателю средством замедлить бег времени, «поймать» его в гигантских сетях слов. Но это было не только стихийное и непосредственное выражение личного опыта, а обдуманный, целенаправленный принцип. В заключительной части романа-«Найденное время» - Пруст обрушивается на «лживость так называемого реалистического искусства», с раздражением вспоминает начало века, то время, когда литературная критика (Пруст упоминает Ж.-Р. Блока) звала писателей покинуть «башни из слоновой кости», обратиться к рабочему движению, найти подлинных героев. По «качеству языка», а не по «характеру эстетики» следует,- полагает Пруст, ценить «интеллектуальный труд». Ему «кажется смешной» и даже «опасной» «идея народного искусства». Так определив свое место в литературной борьбе, Пруст вновь и в самой категоричной форме заключает: «Подлинная жизнь, единственная жизнь - литература», «Все - в сознании, а не в объекте». Свои симпатии, зафиксированные в романе, Пруст неизменно отдавал писателям и художникам-импрессионистам. Однако метод Пруста противоречив. «Все - в сознании», по его мнению. Но в сознании Пруста разместился целый мир, и его жизнь, и жизнь сотен лиц, целого общества, Франции конца XIX - начала XX века. Пруст типизирует, обобщает, а не просто непосредственно «выливает» свои эмоции, свои ощущения. Создание Пруста еще связано с властвующим над художником опытом реализма. Как бы ни раздражало Пруста современное «реалистическое искусство», он сознавался (в книге «Против Сент-Бева») в своей потребности «любить Бальзака». Сознавался в подлинной одержимости этим гигантом. Бальзак оставался для Пруста живой и чрезвычайно авторитетной фигурой. «Все гибнет, все разрушается» - такой мотив звучит в произведении Пруста неизменно. Жизнь приносит герою одни лишь разочарования, жизнь - это непрестанная потеря С воссоздания «инстинктивной памяти» начинается, по убеждению Пруста, и искусство: память превращается в единственную жизнетворящую силу и в силу творческую, начало инстинктивного припоминания - это и начало творчества. Стиль Пруста, его бесконечная, медленно развертывающаяся фраза это фиксация расчленения материи на атомы, это образ, который стремится быть точным в каждой мелочи, в каждой детали, заботливо подбираемой фразой. К тому же мир, отраженный Прустом,- не застывший мир, и движется, тянется фраза, не способная остановиться. Важнейшей особенностью Пруста-художника было это воспроизведение микрокосма в постоянном движении составляющих его частиц. Внутри гигантского «аквариума», где заключено «я», Пруст ловит каждый миг, фиксирует все стадии перемен вечно изменчивой материи. Стоит взору художника остановиться на каком-то объекте - как тут же оказывается, что он стал иным. Любовь занимает огромное место в романе «В поисках утраченного времени», где доминирует принцип «желания» и «наслаждения». Но человек, по убеждению Пруста, не может познать сущность другого человека (мы «всегда отделены от других»), поэтому и любовь превращена в «чисто внутреннее переживание, которому не соответствовало никакое внешнее явление». Пруст воспроизводит это чувство с поразительным мастерством как непрерывный поток сталкивающихся, противоречивых, сложнейших состояний. Но чувство любви становится однообразным и у Свана, и у рассказчика и к Одетте, и к Альбертине, ибо писателю казалось, что любовь - это «неизлечимая болезнь». Постоянные колебания, истерические порывы, толчки, судороги чувств, контрасты, конвульсии болезненных переживаний - вот любовь в изображении Пруста. Подлинные, реальные Альбертина, Одетта сводятся к «нескольким жалким материальным элементам», тогда как возможности «я» неограничены: сколько людей смотрят на Одетту, столько «Одетт» и возникает, да к тому же «каждый из нас - не одно существо, но множество», причем составные части этого «множества» очень различны (Альбертина, например, порочна и в то же .время любит поговорить о Сен-Симоне, умственно развита и т. п.). Пруст третировал реальность, но его огромный роман пронизан неудержимым к ней тяготением. Подлинной реальностью и единственным объектом искусства писатель провозгласил мир внутренний, мир воображения, но большая часть его произведения представляет собой скрупулезное описание мира внешнего. Да и что же вспоминать и что ловить памяти, в любом ее варианте, если не впечатления от того же реального мира? Пруст пообещал превратить роман в воспроизведение воспоминания, но постоянно отступает от этого; в принципе повествования нет последовательности и единства. Противоречия произведения Пруста типичны для импрессионистического метода. Они усугублены категорической декларацией «инстинктивной памяти», вызывающей противоречие между замыслом и осуществлением, которое у Пруста в немалой степени зависело от реалистической традиции французской литературы, от традиции Бальзака, которым Пруст был одержим.


Если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском

Сохранить сочинение:

Марсель Пруст

Марсель  Пруст


Сочинение по теме Лирические герои романов Марселя Пруста, Пруст


Сочинения по теме

Образ Васьки пепла Осень сочинение Сочинение на тему осень Сочинение описание внешности человека Сочинение по гранатовому браслету Сочинение по картине васнецова баян Сочинение по картине после дождя Сочинение по пословице Сочинение природа родного края
  Мобильная версия  

Легкое дыхание смысл названия Сочинение на тему золотая осень Сочинение на тему мама Сочинение на тему описание природы Сочинение описание местности Сочинение по картине васнецова баян