А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Кулиш > Объяснение названия вертепной драмы П Кулиша «Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке)
Объяснение названия вертепной драмы П Кулиша «Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке) - сочинение
И опять к вертепу обращаются уже в ХІХ веке украинские писатели, и в частности П.Кулиш. Да, в названии вертепной драмы П. Кулиша «Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке)» есть и указание на церковно религиозный характер («святочного представления»), и символ антидуховности, - (Ирод). Антидуховность торжествует уже с первых страниц пьесы - Ирод вызывающе заявляет: «…царь я на всю губу», а потому «…заковал в кандалы человеческую мать Правду». А еще он «…людей режет по своей охоте»; восхваляется еще и тем, что ему служит сам Черт, и беда его («морока») заключается в том, что Черта не боится «запорожский дух». Такой «мосток» между библейской Иудеей и казацким Запорожьем сразу переводит все события в плоскость Украины ХVІІІ ст. Ирод и Несправедливость, узнав о том, что «Народившись в Вифлееме… тот, который будет на всем мире во век царствовать!», решают истребить всех младенцев: «Сердюки! решайте, режьте всех маленьких детей!» Более того, страшный, демонический дух этого приказа Ирода, усиленный репликой: «Не щадите ни одного, всех поубивайте». Он не просто призывает слуг заработать владыке «вечный памятник» и славу, но и сделать это «купаясь в крови». Очевидное человеконенавистничество и беспощадное властолюбие порождают у читателя ХІХ века размышления о демонизме Петра I, который беспощадно расправился с киевским гетманом и с тысячами реестровых казаков. Понимая настоящую силу Запорожца, Ирод преднамеренный и коварно характеризовал его как «бродягу» и «пьяницу», как неспособного ни на что, и думает, что получит этого политические дивиденды. Да, владыка не просто направлял свои мнения, действия и поступки, на творение зла, но и получал от всего того большое наслаждение - высшее проявление антидуховности. П. Кулеш уже в начале пьесы обращает внимание читателя и на то, что жена Ирода Несправедливость сидит на престоле «…с поникшей головой». Но оказалось, что она грустила не от того, что кому-то или ей самой очень плохо, - ей было просто «скучно» без творения зла. А когда она узнала о рождении будущего духовного царя Иудеи, она сразу оживилась и очень категорически заявила: * Нет, сего не будет! * Чье небо, чей ад * мои будут люди! Для Несправедливости, как и для Ирода, сама мысль о возможности потерять власть есть не только неожиданная, но и ненавистная. Тому же Несправедливость готова пойти на любых злые действия, чтобы сохранить свое властвование. Для этого она готова покорить даже всю нечистую силу: * …не дам новому царю * на престоле сесть. * Бороться у меня * будет Ирод с Чертом…. Но весть о том, что Правда выпущена и «разбиты оковы», Несправедливость просто ошеломила: «Кривда падает в обморок». Это действующее лицо откровенно в своих злых намерениях и злодеяниях, в своих негожих отношениях с подчиненными. Пока был жив главный из них, ей жилось хорошо, а когда умер, то «без него не живется». Несправедливость способна и на крайнюю меру - она готова обратиться и к Иуде (достаточно прозрачный намек на характер и действия прежних казаков-изменников), чтобы уничтожить Иисуса: * Я под его потай миру * подошлю Иуду * да и вовек на семь мире
* царствовать буду. Несправедливость коварно оправдывает свое влеченье к беспрекословной власти желанием «…усе ленивое отродье сгубить сразу». То есть Несправедливость все свои мнения, слова, действия и поступки, направляет только на творение зла - она символизирует демоническую антидуховность. Смерть П. Кулеш представил «…сухореброю, шершавой бабою», во всех действиях и поступках которой воплощенная ненависть к жизни: * Должна неоднократно косить * направо и налево * чтобы пустыней сдавались * царство, всем на удивление. Как и Несправедливость и Ирод, Смерть в первый раз запаниковала тогда, когда ей не удалось «скосить» Запорожца: * Я уже косу поломала * не одну на злюке * а у него нет ни страха * ни ужаса и в мысли. * Свое бессилие перед Запорожцем Смерть выражает в том, что толкает его в «…брюхо костлявой ногою». Таким образом, Смерть появляется как воплощения вечной и неутомимой антидуховности - вечной ненависти ко всему живому на Земле. Может именно поэтому здесь, как нигде в другом произведении, П. Кулеш использовал библейские мотивы для характеристики современной ему реакции и для утверждения идеи непобедимого и вечного продвижения жизни, которая появляется воплощением высшего стремления к добру, а, следовательно, и воплощение высшей духовности вообще. На первый взгляд, все, что есть отвратительного и демонического в мире, воплощено в Черте: то он очень льстиво поводит себя с Несправедливостью, потому что понимает, что ее власть сильнее, влиятельнее, чем власть Ирода (Черт называет ее «моя слава, цаца моя дорога!»; то он подстрекает и Несправедливость, и Ирода, на расправы; то сеет «между людей» сомнения и панику, злодеяния и злобу. Более того, он намеревается «…гайдамаку вбросить в пекло», чтобы «насолить» даже своим ближним - «всем бы злюкам в сем мире стало тогда тепло». И все же, может потому, что действия Черта и должны быть творящими зло, они воспринимаются не такими страшными и злыми, как поступки людей - черт лишь подстрекает, а творят зло все-таки бездуховные люди. Они и есть, по мнению драматурга, основными творцами зла - антидуховными и бездуховными существами. И все же больше всего внимания П. Кулеш уделяет Запорожцу: он «Входит торжественно. На нем вся одежда сияет яркими цветами и новизною». Герой-казак перед Иродом и Несправедливостью сразу раскрывает свои недвусмысленные намерения: «Я из вас, проклятых людоморов / выдавлю масло!». Он видит свое назначение в том, чтобы уничтожать все враждебно людям, все несправедливое: «Треба жить, нужно и бить: / наша судьба такая». А высшая и конечная цель его деятельности - «…защитить от нахала мать Украину». Таким образом, в этой пьесе П. Кулеш представил руководителей государства демонически антидуховными (Ирод и Несправедливость), в совершении зла им уступают даже Черт и Смерть. А всей этой антидуховной стае противопоставил свету душа и праведный дух Запорожца. И как бы мы не «дешифровали» описания и характеры действующих лиц, нужно определить главное: П. Кулеш очень удачно и прозрачно, а не двусмысленно (как это принято считать) в библейско-вертепной мистерии поставил и раскрыл вечную проблему: чем заканчивают кровавые властолюбцы - неминуемым и беспощадным наказанием. Следовательно, П.Кулиш в ХІХ веке актуализировал вертепный сюжет о царе Ироде, который очень был популярным в ХVІІІ веке. Популяризация вертепного сюжета не приобрела в ХІХ веке такой массовый характер, как это было в ХVІІІ веке. А причин тому было несколько: во-первых, в ХІХ веке лишь отдельные писатели-народники (П.Кулиш) прибегали к жанру вертепной драмы, чтобы постепенно ввести его как составную часть народного театра, ведь тематика и проблематика нижних этажей вертепа уже активно внедрялась в украинских водевилях первой половины ХІХ века; во-вторых, сугубо специфические диалоги вертепной драмы ХVІІІ века не прижились в вертепной драме П. Кулиша «Иродова морока», поскольку на их смену пришли четко выстроены монологи, в которых раскрываются мысли, намерения и стремления действующих лиц. И уже совсем одиночным явлением стала вертепная драма в начале ХХ века.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Объяснение названия вертепной драмы П Кулиша «Иродова морока (Святочное представление на малорусском языке), Кулиш



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  3. Сочинение живое пламя
  4. Милосердие сочинение
  5. Сочинение на тему мама
  6. Сочинение про маму
  7. Сочинение про березу
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Мой учитель сочинение
  10. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение о путешествии
  13. Сочинение на тему случай из жизни
  14. Сочинение на тему природа родного края
  15. Подвиг человека на войне сочинение
  16. Правда Луки
  17. Заметка в газету по русскому языку
  18. Красота человеческих взаимоотношений
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Что значит быть интеллигентным человеком?