А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока» - сочинение


Достаточно напряженным является диалог между Иродом и Смертью - это своеобразное противостояние двух антидуховных сил, в котором каждая из сил стремится довести свою значимость:

    * Ирод
    * Аз есьмь богат и славен
    * И мне совсем никто не равен
    * Смерть
    * Безумец! Всего мира я силой нахожусь:
    * С начала века никому я не клонюсь
    * Аз есьмь монархиня, всего мира госпожа.

Во второй части драмы (нижние этажи) чаще всего относились и разыгрывались сценки на бытовые темы из жизни простого люда.

Часть вторая вертепной драмы, начинается диалогом Деда и Бабы, которые выражают радость по поводу того, что погиб Ирод:

    * Вот теперь и нам припало
    * Как Ирода не стало.

а Хор, исполняя песню «Ой под вишней, под черешенкой», вводит зрителя в атмосферу праздничного действа. Такое поведение Деда и Бабы вызывает удивление у Солдата:

    * Твори вас черт здесь разносил
    * Ведь тотчас потащу к офицеру
    * Штаб вы знали крестьянску веру

Солдат, будучи всегда исполнителем воли верховной власти, в вертепной драме осуществляет подобную функцию - пересказывает сущность того, что состоялось на верхнем этаже вертепа, и таким образом связывает сущность событий «на горе» и «внизу». Все это он осуществляет в форме монолога-сообщения.  В следующих сценах вертепной драмы представлены короткие семейно бытовые диалоги представителей разных национальностей, в частности, цыган, венгров, поляков, украинцев.  Да, диалог Цыгана с сыном и женой носит этикетно-бытовой характер. Он краток, состоит из нескольких реплик, в которых называются отдельные предметы лишь с целью сообщения:

    * Цыган
    * А хлеб же есть?
    * Сын
    * Где бы он взялся? Нет.

В этом диалоге раскрывается отношение женщины к мужчине, образ жизни представителей этого народа: «Фун, фун, фанфара ! Проживем без хаты». Лишь реплика Цыгана является одухотворенной: «Айда ж к шатру детей кормить…».

Специфическим является диалог Венгра с Венгеркой, в котором женщина лишь слушает восхваление мужчины: «Мои поля, моя вода, моя земля, мое в болоте, мое все», не сказав ни одного слова. В этой речи оказалось пренебрежительное отношение Венгра к своей жене, которая верно ожидала мужчину, а в ответ услышала от него: «Як поеду я от тебя, заплачешь по мне».

Более грубым в отношении к женщине оказался Поляк, который при всем народе оскорбил свою жену. Особенно выделяется с точки зрения духовности во второй части вертепной драмы монолог Запорожца, который прибегает к самохарактеристике:

    * А хорошо очень я сделал
    * Словно десятки врагов побил.
    * Страшными для Униатского попа стали слова Запорожца:
    * Не бил униатских я попов
    * Из живых из них кожу я лупил….
    * А монологическая реплика-размышление Запорожца, как он следующий свой день проведет:
    * А утром можно и к Хвески

 
Где хлестнуть мокрухи…, переводит зрителей к следующей сцене, в которой происходит наставление Запорожцем Черта с ироническими замечаниями по адресу последнего: * Ух! Черт в баклаг влез! * Глянь, глянь, какое он чудной * Да по-правде говоря страшной: * Глаза по пятаку, * А язык вывалил, словно он собака! Завершает этот диалог Запорожец репликой-пожеланием к зрителям: * «По сему языку * Будьте здоровы, * что раскрывает доброжелательное отношение Запорожца к простому люду. * В следующем диалоге между Цыганом и Климом, просматривается четкая установка Цыгана на то, чтобы обмануть Клима: * Цыган * Отдай нам свинью, мы ее научим * Холянди танцевать - * В огород не будет уже скакать Но Клим оказался не таким уже и наивным и доверчивым: он решил подарить Благодарность наихудшую свинью, получив от него благодарность: «Со благодарностью приемлем. И вою объемлем». И только в монологе Клима зрителю стало понятным настоящее отношение его к Дьяку: * Гляди, как пресучий дьяк благодарил красиво * Что даже слезы в глаза навертелись. * Да, правда, есть за что и благодарить: * Свинья, хоть куда свинья * Ребра так и светятся. То есть монолог служит средством выражения внутреннего состояния Клима, раскрывает его мысли, которые были направлены на то, чтобы проучить ненавистного и прожорливого представителя церкви. Последняя сцена вертепной драмы демонстрирует безразличное отношение Клима к своему животному, как хозяина. Клим «до цикався» до того, что коза не выдержала и убегала да еще и не куда-либо, а под Иродов, трон. Тогда, как хозяин во всем сделал винного соседа Макогоненко Грицка. А с помощью языка макаронизма действующих лиц в предпоследней яви создается еще и веселое настроение зрителей: * Бедная же моя головушка! Козу убил! * Понесу же да отдам собаке шкуру * А женщине пошью из мяса тулуп. * И уже вовсе не несут никакого духовного воодушевления в последней яви вертепной драмы реплики Крестьянина и Артиллериста. Это короткие реплики типа: * Артиллерист * Вези, не отговаривайся ! * Крестьянин * А уже же потому что мне и кушка! Следовательно, монологи и диалоги вертепной драмы в первой части раскрывают стремление демонических сил Ирода, Черта, уничтожить новорожденного Христа, а во второй части этой драмы на социально-бытовом уровне раскрывается направленность мыслей и стремлений представителей разных социальных слоев: Цыган направляет свои мнения, стремления и действия, только на то, чтобы кого-то обмануть; Поляк и Венгр в отношении к своим близким демонстрируют грубость; Дьяк не расстается с теми подарками, которые ему дают на селе, а следовательно по-своему паразитирует; крестьянин Клим обмишуливает Дьяка и от этого получает удовольствие. Все это привлекало зрителей к вертепу, поскольку в нем оказывалось «народные пересказы» всех процессов, которые происходили обществе. А потому вертеп был одной из самых ярких форм приближения литературы и искусства к массе народа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока»
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока», Кулиш