Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока» - сочинение
Достаточно напряженным является диалог между Иродом и Смертью - это своеобразное противостояние двух антидуховных сил, в котором каждая из сил стремится довести свою значимость:
* Ирод
* Аз есьмь богат и славен
* И мне совсем никто не равен
* Смерть
* Безумец! Всего мира я силой нахожусь:
* С начала века никому я не клонюсь
* Аз есьмь монархиня, всего мира госпожа.
Во второй части драмы (нижние этажи) чаще всего относились и разыгрывались сценки на бытовые темы из жизни простого люда.
Часть вторая вертепной драмы, начинается диалогом Деда и Бабы, которые выражают радость по поводу того, что погиб Ирод:
* Вот теперь и нам припало
* Как Ирода не стало.
а Хор, исполняя песню «Ой под вишней, под черешенкой», вводит зрителя в атмосферу праздничного действа. Такое поведение Деда и Бабы вызывает удивление у Солдата:
* Твори вас черт здесь разносил
* Ведь тотчас потащу к офицеру
* Штаб вы знали крестьянску веру
Солдат, будучи всегда исполнителем воли верховной власти, в вертепной драме осуществляет подобную функцию - пересказывает сущность того, что состоялось на верхнем этаже вертепа, и таким образом связывает сущность событий «на горе» и «внизу». Все это он осуществляет в форме монолога-сообщения. В следующих сценах вертепной драмы представлены короткие семейно бытовые диалоги представителей разных национальностей, в частности, цыган, венгров, поляков, украинцев. Да, диалог Цыгана с сыном и женой носит этикетно-бытовой характер. Он краток, состоит из нескольких реплик, в которых называются отдельные предметы лишь с целью сообщения:
* Цыган
* А хлеб же есть?
* Сын
* Где бы он взялся? Нет.
В этом диалоге раскрывается отношение женщины к мужчине, образ жизни представителей этого народа: «Фун, фун, фанфара ! Проживем без хаты». Лишь реплика Цыгана является одухотворенной: «Айда ж к шатру детей кормить…».
Специфическим является диалог Венгра с Венгеркой, в котором женщина лишь слушает восхваление мужчины: «Мои поля, моя вода, моя земля, мое в болоте, мое все», не сказав ни одного слова. В этой речи оказалось пренебрежительное отношение Венгра к своей жене, которая верно ожидала мужчину, а в ответ услышала от него: «Як поеду я от тебя, заплачешь по мне».
Более грубым в отношении к женщине оказался Поляк, который при всем народе оскорбил свою жену. Особенно выделяется с точки зрения духовности во второй части вертепной драмы монолог Запорожца, который прибегает к самохарактеристике:
* А хорошо очень я сделал
* Словно десятки врагов побил.
* Страшными для Униатского попа стали слова Запорожца:
* Не бил униатских я попов
* Из живых из них кожу я лупил….
* А монологическая реплика-размышление Запорожца, как он следующий свой день проведет:
* А утром можно и к Хвески
Где хлестнуть мокрухи…, переводит зрителей к следующей сцене, в которой происходит наставление Запорожцем Черта с ироническими замечаниями по адресу последнего:
* Ух! Черт в баклаг влез!
* Глянь, глянь, какое он чудной
* Да по-правде говоря страшной:
* Глаза по пятаку,
* А язык вывалил, словно он собака!
Завершает этот диалог Запорожец репликой-пожеланием к зрителям:
* «По сему языку
* Будьте здоровы,
* что раскрывает доброжелательное отношение Запорожца к простому люду.
* В следующем диалоге между Цыганом и Климом, просматривается четкая установка Цыгана на то, чтобы обмануть Клима:
* Цыган
* Отдай нам свинью, мы ее научим
* Холянди танцевать -
* В огород не будет уже скакать
Но Клим оказался не таким уже и наивным и доверчивым: он решил подарить Благодарность наихудшую свинью, получив от него благодарность: «Со благодарностью приемлем. И вою объемлем». И только в монологе Клима зрителю стало понятным настоящее отношение его к Дьяку:
* Гляди, как пресучий дьяк благодарил красиво
* Что даже слезы в глаза навертелись.
* Да, правда, есть за что и благодарить:
* Свинья, хоть куда свинья
* Ребра так и светятся.
То есть монолог служит средством выражения внутреннего состояния Клима, раскрывает его мысли, которые были направлены на то, чтобы проучить ненавистного и прожорливого представителя церкви.
Последняя сцена вертепной драмы демонстрирует безразличное отношение Клима к своему животному, как хозяина. Клим «до цикався» до того, что коза не выдержала и убегала да еще и не куда-либо, а под Иродов, трон. Тогда, как хозяин во всем сделал винного соседа Макогоненко Грицка.
А с помощью языка макаронизма действующих лиц в предпоследней яви создается еще и веселое настроение зрителей:
* Бедная же моя головушка! Козу убил!
* Понесу же да отдам собаке шкуру
* А женщине пошью из мяса тулуп.
* И уже вовсе не несут никакого духовного воодушевления в последней яви вертепной драмы реплики Крестьянина и Артиллериста. Это короткие реплики типа:
* Артиллерист
* Вези, не отговаривайся !
* Крестьянин
* А уже же потому что мне и кушка!
Следовательно, монологи и диалоги вертепной драмы в первой части раскрывают стремление демонических сил Ирода, Черта, уничтожить новорожденного Христа, а во второй части этой драмы на социально-бытовом уровне раскрывается направленность мыслей и стремлений представителей разных социальных слоев: Цыган направляет свои мнения, стремления и действия, только на то, чтобы кого-то обмануть; Поляк и Венгр в отношении к своим близким демонстрируют грубость; Дьяк не расстается с теми подарками, которые ему дают на селе, а следовательно по-своему паразитирует; крестьянин Клим обмишуливает Дьяка и от этого получает удовольствие. Все это привлекало зрителей к вертепу, поскольку в нем оказывалось «народные пересказы» всех процессов, которые происходили обществе. А потому вертеп был одной из самых ярких форм приближения литературы и искусства к массе народа.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Кулиш
> Монолог и диалог в вертепной драме П Кулиша «Иродова морока»