А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
На казацкой раде или как написать сочинение по роману Пантелеймона Кулиша «Черный совет» - сочинение

Давно мы уже с вами не воевали. Все любовь и любовь, все соборы и храмы. Тем не менее, и сейчас будем не столько воевать, сколько совещаться. Зато с казаками. На совет нас будет вести Пантелеймон Кулиш. Его творчество приходится на 50 - 60-е года XIX столетия. Это был сложный период становления новой украинской литературы и культуры вообще, утверждение национального сознания украинского народа вопреки жестоким стараниям русского самодержавия задушить украинский язык и культуру. Имя Панька Омельковича Кулиша возвращает к родному народу. Творчество, вся его деятельность при жизни и после смерти воспринимались и оценивались неоднозначно. Прежде всего, в силу противоречивости мировоззрения писателя. Родился Пантелеймон Кулиш в 1819 году на Черниговщине. Интересно то, что отец его походил из казацкой старшины, а мать была дочерью сотника. Поэтому обращение в своем творчестве к казацкой тематике было целиком естественным и по причинам его социального происхождения. Кулиш много учился, хотя и не закончил ни одного учебного заведения, так как был натурой неспокойной и выказывал «неуважение к власти». За это он даже был арестован. Был знаком с Шевченко, хотя некоторые взгляды Кобзаря и не разделял. Тем не менее, и ему пришлось побывать в ссылке.

За всю жизнь Пантелеймон Кулиш много писал, много издавал, редактировал - словом, занимался бурной литературной деятельностью и даже умер за рабочим столом, с карандашом в руках…

Все это очень интересно, но нам надо браться за написание произведения. Кто же хочет подробнее познакомиться с этой легендарной личностью, пусть посетит библиотеку. Но возвратимся все-таки к нашим «баранам». Нам с вами надо раскрыть тему «Показ казацкого рыцарства и любви к Украине в романе П. Кулиша «Черный совет». О любви к Украине мы писали чуть или не в каждом произведении - это нам знакомо. О казаках тоже начитались - временами хочется сорваться и пойти кому-то снести голову. У меня есть только к вам единственная просьба: прочитайте это произведение, возможно, и не все, а сокращенно. Было бы просто чудесно если бы вы знали, о чем там речь идет речь. Исторической основой известного романа «Черный совет» являются события, которые происходили на Украине, когда после смерти Б. Хмельницкого (1657 г.) началась борьба за гетманскую власть. Некоторые претенденты на булаву думали не о судьбе Украины и ее народа, а о собственной выгоде. С этой целью они обращались за помощью то к польской шляхте, то к туркам, татарам, то к Москве. Украина была расколота. На Правобережье правил польско-шляхетский ставленник Павел Тюря. На Левобережье точилась отчаянная борьба между несколькими претендентами на гетьманство, среди них - переяславский полковник Аким Сомко, избранный на старшинской раде в Козельцах приказным гетманом (хотя русский царь и не утвердил его), и кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Брюховецкий.

27-28 июня 1663 года в Нежине состоялся «черный совет», названный так потому, что в нем принимали участие не только реестровые казаки, а и широкие массы населения, «чернь» - крестьянство, мещане, казацкая голытьба. Гетманом было избрано Брюховецкого.  Вот эти события и составляют содержание романа, причем они реальны, Кулиш их не придумал. Он это почерпнул из летописей, прежде всего из «Летописи Самовидца». Определяющими проблемами романа является историческая судьба Украины, ее государственное устройство, место в истории, пути, которыми должен идти украинский народ. Писатель изображает также взаимоотношения между панством, казацкой старшиной и простонародьем, бедностью; отношения между Украиной и Россией; ставит проблему верности обязанности, казацкой чести и казачества, Запорожской Сечи, ее места в истории. Основной конфликт романа - разногласия между казацкой старшиной, выразителями интересов и взглядов которой является Сомко, Шрам, и широкими народными массами - крестьянской бедностью, мещанством, казацкой голытьбой, возглавляемыми Брюховецким.

Действие романа «Черный совет» разворачивается по двум сюжетным линиям. Первая - это события, связанные с выборами гетмана на «Черной раде», поражение Сомко, Шрама и их приверженцев. Вторая сюжетная линия любовная, романтическая, причем она более сложная, чем обычный любовный треугольник. Здесь Леся, а с другой стороны - Петр, гетман Сомко, бесшабашный казак-запорожец Кирилл Тур, история с похищением, отказ Тура от Олеси. Чтобы раскрыть тему произведения о казацком рыцарстве и любви к Украине, надо проанализировать образы казаков. Начнем со Шрама (этот персонаж имеет реального прототипа), он был полковником, хотя ездил в рясе: «По одежде и по седой бороде, сказать бы, поп. а по сабле под рясой, по пистолям за поясом и по длинным шрамам на лице - старый казарлюга». В образе Шрама, которого прежде всего беспокоит судьба Украины, ярко воплощены чувства патриотизма. Так. «чувствуя, что уже не служит сила, сложил он с  себя полковничество, постригся в попы да и начал служить Богу». Шрам не заботится о собственной выгоде, не рвется к власти - сам оставил полковничество. А теперь снова берет бремя на плечи - так как Украина в опасности. О военной отваге полковника свидетельствует такая выразительная деталь: в боях «пошрамовано его вдоль и поперек, что казаки как прозвали его Шрамом, то и забыли зарегистрированную его фамилию». Наверное, не красивый на вид был дядя, но в душе знаменитый «казарлюга».

В дороге Шрам знакомится с Сомко. Автор поэтизирует этот образ. Гетман держит себя уверенно, взвешивает возможность борьбы за власть и убеждается в правоте своей победы. Он высоко ценит казацкую честь, гордость, боевое побратимство. В эпизоде стычки Тура с Петром, когда оба лежали тяжело раненные, Сомко прежде всего бросается спасать Тура, которому прощает похищение своей невесты. Сомко выступает как мудрый государственный деятель. Его идеал - соборная Украина, объединенная под единой гетманской булавой, освобожденная от всяких врагов:

    * «Дай Бог… чтобы оба берега Днепра приклонились под одну булаву.. Выгоним недоляшка из страны, вытесним ляхов к самой Случи, да, держась за руку с Москвой, будем громить всякого, кто покусится ступить на русскую землю!».



 
Сомко мечтает о сильном Украинском государстве, где властвовали бы порядок и справедливость. «…Уже пора нам знать, что нет там добра, где нет правды. Нет, пусть у меня всякое, пусть и мещанин, и посполит, но казак стоит за свое право; тогда будет на Украине и правда, и сила». Сомко выступает воплощением нравственности и честности. Он настоящий романтический герой - мужественный, отважный, благородный. Как настоящий рыцарь, не допускает мысли о собственном спасении ценой жизни Тура. Во вступлении в основной части надо упомянуть о годах Богдана Хмельницкого и то, что произошло после его смерти. Богдан Хмельницкий крепко удерживал власть. После его смерти на Сечь потащилась обездоленная серота, недовольная новыми поборами и старым бесправием. Осталась там и какая-то часть запорожцев, которая верила в идеалы равенства и побратимства. Другая часть пошла домой, чтобы греться на печи вместе со своими привилегиями. Среди тех, кто остался, был Кирилл Тур - герой-романтик. Он олицетворяет силу, энергию, независимость. Все его поведение непредсказуемо, часто нелогично. Так, он поддерживает Брюховецкого в борьбе за власть - но идет насмерть, чтобы спасти Сомко. Во время стычки с Петром обнаруживает высокое благородство и спасает его, когда тот чуть не сорвался в пропасть. И здесь же вступает с Петром в смертельный бой. Мужественно держится он во время (согласно запорожским обычаям) наказания киями. Когда же захваченный Брюховецким Сомко ждет решения своей судьбы в тюрьме, Тур, не колеблясь, старается спасти его ценой собственной жизни. Казацкая честь и обычаи, казацкая воля, запорожское равенство и независимость - вот идеалы атамана Кирилла Тура. Носителем и хранителем традиций и обычаев Сечи выступает в романе старый запорожец Филин. Он пользуется огромной популярностью среди казачества, бережет его честь, законы равенства, волю. Он с гордостью говорит о прадавней казацкой славе: «На чем держится Запорожье, как не на давних, предковечных обычаях? Никто и не скажет, когда началось казацкое рыцарство. Началось оно еще во время знаменитых предков наших варягов, которые морем и полем славу во всем мире добыли». Идеалом Филина является свободная казацкая демократическая республика, Сечь, где все рывны, где властвуют справедливость и братство. Итак, вам в своем произведении надо воссоздать и казацкое рыцарство, неплохо было бы вспомнить и некоторые обычаи казацкие, их взаимопомощь, равенство. Наша схема основной части: * упоминание о прошлых временах - времена Богдана Хмельницкого; * наследственность традиций этого гетмана; * традиции рыцарства, братства казацкого; * раскрытие рыцарства и любви к Украине в образах Шрама, Сомко, Тура. О Филине вы можете сказать в 3-м пункте. В выводе лучше высказать собственные впечатления от прочитанного о героическом прошлом нашей страны.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме На казацкой раде или как написать сочинение по роману Пантелеймона Кулиша «Черный совет». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > На казацкой раде или как написать сочинение по роману Пантелеймона Кулиша «Черный совет»
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему На казацкой раде или как написать сочинение по роману Пантелеймона Кулиша «Черный совет», Кулиш