А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Особенности изучения поэзии Пантелеймона Кулиша в школе - сочинение



В историю нашей духовной культуры Пантелеймон Кулиш вошел в первую очередь как прозаик – автор ” Чорного совета”. Однако политическим явлением в украинском писательстве ХІХ века было поэтическое творчество Кулиша, хотя, правда, оно уступает перед его прозой. С поэзией Пантелеймона Кулиша ученики впервые знакомятся в 9-ом классе. Задание учителя – подготовить первое восприятие творчества писателя, имя которого известно девятиклассникам только из обзора литературного процесса ХІХ века, который проводился предварительно, и из сведений, полученных во время изучения творчества Шевченко (Кулеш был его современником, другом, соратником).

Программа (авторы Н.Волошина и О.Бандура), рекомендуют для текстуального изучения стихотворений Кулиша “До кобзы” и “Родное слово”. В других вариантах программ, кроме этих двух поэзий, названы стихотворения “Запев” но “Пионер”. Очевидно, целью такого отбора было представлять самые яркие из творческого наследства художника поэтические произведения, максимально ограничить их количество с тем, чтобы последующая деятельность уже взрослого человека, собственное самоусовершенствование его поддерживалось сочетаниям интереса и чувств, которые возникли в школе, но не приобрели своей конечной формы.

Это обстоятельство нужно учитывать уже в процессе подготовки к изучению темы. Чувство, переживание, должны стать психологической основой для восприятия, духовного труда учеников, которые усваивают поэзии “До кобзы” и “Родное слово”. Это также отвечает интенсивным стремлением учеников подросткового периода развития к личностному самоопределению, которое выражается по большей части в бурных реакциях, демонстрировании собственной самостоятельности, независимости, в повышено критическом отношении к окружающим, что чаще всего приводит к заострению отношений в среде ровесников, в семье, в школе и, как следствие, усиливает душевную сомнительность, неадекватную осведомленность учеником самого себя.

В известной мере аналогичными чувствами одиночества (конечно, человека уже сформированного, талантливого, творца духовности и охранника родного слова, носителя ума и правды) преисполнены поэзии Пантелеймона Кулиша “До кобзы” и “Родное слово”. Следовательно, проникновение подростков в духовную ткань поэзий как поиск собственной жизненной позиции способствует раскрытию новых, до тех пор не известных ими измерений самосознания.

Поэзия – это зафиксированное в поэтических строках чувство. Следовательно, путь к его проявлению раскрывает метод первый – сопереживание, который при условии искренности учителя в выражении собственных чувств, будет предопределять психологическое “впечатление” учеников.

Кобза, мое непорочное утешение!
Почему ты молчишь?
Зазвони мне потихоньку, –
будут раздаваться медлено и болезненно строки Кулишевой поэзии и будут будить в юных душах боль и тревогу.

Метод второй – создание для учеников ситуации личностного выбора, в которой они получают возможность реализовать мотивационные установки индивидуально ценностного характеру. Такими установками, сформированными предыдущей жизнью, является вера, совесть, честь, что определяют меру индивидуальной готовности к восприятию поэзий. При этих условиях создания ситуации выбора вызовет у ученика работу души – индивидуальное понимание поэзии.

Важной является работа над содержанием поэзии, ее образов, символов, отдельных фраз и слов:

– кобза – в тексте поэзии название музыкального инструмента, который приобретает значение творчества вообще, вдохновения, олицетворяет Музу П.Кулиша;

 
– теснота – духовное давление, притеснение; следует обратить внимание на идентичность значения, которое вкладывают в это слово Шевченко и Кулеш, а кроме этого привести отрывок из цитируемого уже “Призывного письма к украинской интеллигенции”: “Зря, что нас так тяжело теснят и подавляют неосмотрительные государники. Мы и в тесноте, и в пригнети куем да и куем себе словесные лемехи и чересла помалу”; – подлинное – такое, которое не стало никчемным, изменчивым; – не одолеет – не сможет, не преодолеет собственную немощь, бессилие; – изменники – отступники, ренегаты, люди, которые отреклись от своей веры, своих убеждений, перешли к лагерю противника, предавали; – туманятся – дуреют, обалдевают от надоедливой мысли; – родную селию – родную силию, семью; за Кулишем это слово имеет два значения. – степях-осадах – диких, не избранных никогда степях, образ “по степах-облогах”, кроме этого, символизирует дикую степь-осаду, которая утверждает идею: украинская духовная культура, сосредоточенная по селам, на хуторах является осадой ее ненавистников и недоступна для желанного ими уничтожения (стихотворение “До кобзы”). Работа учителя, направлена на овладение поэтическими обидами поэзии, должна быть связана с развитием воображения учеников. Учитывая это важно стимулировать каждое, на первый взгляд, необычное мнение ученика, которое возникает в процессе анализа поэтической ткани произведения. Ее появление будет свидетельствовать о начале – и это ценнее всего! – работы психологических механизмов мышления, воображения и чувств. Аналогично прорабатывается лексическое значение слов в поэзии “Родное слово”: – радовать – советовались “про человеческое око”, имея скрытую корыстную цель; слово имеет саркастический характер оттенок; – прелюбодеяние – измена, неверность; – без голов – здесь: люди, лишенные понимания, способности осознать коварство намерений, критически осмыслить и открыть их; несчастливые, бедные; – хирна – (от хиря – болезнь), болезненная, бессильная, немощная; жалкая на вид; – сиротство – за Кулишем, духовная беззащитность украинской нации: “Это же не грустим о мизерной судьбе нашего украинского народа; не сокрушаемся о том сиротстве, в каком оставался и остается он без первоцвета своего гражданства и своей древней церкви” (”Зазивное письмо.”); – приступна – доступная, приветливая, близкая; – всевида – тот, кто все знает, обо всем ведает. Следует, по нашему мнению, вовлекать учеников в анализ критических оценок сборника “Хуторная поэзия” как при жизни поэта, так и в течение последних десятилетий (классо-вульгаризаторских). Пусть девятиклассники дадут свою оценку. Педагогическое оформление такой работы учеников может быть выражено в вопросе: “Какоговы мнения об объективности оценок поэтического наследства Кулиша, в частности сборники “Хуторная поэзия”?” При этом наводятся образцы критических высказываний для литературоведческой экспертизы и определения точки зрения учеников о мере их объективности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Особенности изучения поэзии Пантелеймона Кулиша в школе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кулиш > Особенности изучения поэзии Пантелеймона Кулиша в школе
Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон   Кулиш


Сочинение на тему Особенности изучения поэзии Пантелеймона Кулиша в школе, Кулиш