А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Блок > Лиризм и гражданственность поэзии А Блока
Лиризм и гражданственность поэзии А Блока - сочинение
Поэтические образы Блока нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры и метонимии, просто нагруженные каким-нибудь абстрактным смыслом. Его образы всегда сохраняют как конкретный, так и абстрактный смысл, т. е. являются символами. Голубые видения, розовые горизонты, белые храмы над рекой в его ранних стихах - и желтый петербургский закат, лиловый сумрак, ночь, улица, фонарь, аптека в его поздних стихах, - все это одинаково сопротивляется истолкованию на одном только уровне значения, потому что все это нагружено сложной полисемичной информацией. Центральный образ ранней блоковской лирики (1901 -1902), образ Прекрасной Дамы, порой воплощает реальные черты Любови Дмитриевны Менделеевой, будущей невесты и жены поэта, но гораздо чаще это возвышенный символ Вечной Женственности. Само имя «Прекрасная Дама» содержит в своих ударных слогах два компактных звука «а». Дистинктивный признак компактности обычно ассоциируется с ощущением простора, полноты, завершенности, величия, уравновешенности, силы и мощи. Все эти и подобные ощущения можно свести к понятию устойчивости. Поэтому не приходится удивляться, что в некоторых стихотворениях о Прекрасной Даме эти ударные «а» господствуют в первых же строках: «Она молода и прекрасна была…», «Она росла за дальними горами…», «Она стройна и высока…», «Ты в поля отошла без возврата…» Культ Вечной Женственности останется важнейшей темой поэзии Блока. Когда образ Прекрасной Дамы впоследствии замещается образом Незнакомки, Падучей Звезды, то все равно ее вид вызывает в поэте то же самое ощущение величия - заметим девять ударных «а» в следующей строфе: * И медленно пройдя меж пьяными, * Всегда без спутников, одна, * Дыша духами и туманами, * Она садится у окна… Влекущие розовые и голубые видения, дорога вдаль, алая заря, весь этот ландшафт ранней поэзии Блока создает впечатление иллюзорного мира «снов и видений». В поздней поэзии Блока вся модель его поэтического мира претерпевает коренные изменения. Русский сельский пейзаж сменяется видением «северной Венеции», призрачного города Петра Великого, воспетого Пушкиным, Гоголем и Достоевским. Меняется и цветовая символика блоковской поэзии: * В эти желтые дни меж домами * Мы встречаемся только на миг. * Ты меня обжигаешь глазами * И скрываешься в темный тупик…
* (6 октября 1909) * В черных сучьях дерев обнаженных * Желтый зимний закат за окном. * (К эшафоту на казнь осужденных * Поведут на закате таком…) * (6 декабря 1911) После 1904 г. все цвета у Блока становятся темнее и темнее. Светлые оттенки синего («голубой» и «лазурный») и красного («розовый») постепенно исчезают. Если в первом его томе лазурный цвет составлял 9,6% всей цветовой гаммы (а в «Стихах о Прекрасной Даме» - даже 13,3%), то после 1904 г. доля его становится ничтожной. Частота упоминаний черного цвета в двух следующих томах нарастает, но доля белого остается относительно устойчивой, слегка понижаясь только в третьем томе. Это можно понять: просто символика белого цвета меняется. Это уже не цвет тех цветов, которые поэт бросает за церковную ограду, - это цвет смерти («белая смерть», «белый саван») и цвет метели, снежной бури, в которой кружатся черные маски. Полисемический символ метели становится центральным в стихах Блока 1907-1908 гг.; он проходит лейтмотивом через поэму «Возмездие» и достигает окончательной мотивировки в «Двенадцати». Вместе с цветовой образностью у позднего Блока изменяется и звуковая ткань стихотворений. Особенно заметны частые созвучия на диффузные гласные «у», «ы», «и». Вспомним, что диффузность синэстетически ассоциируется с неполнотой, внутренней неуравновешенностью, слабостью и даже страданием - со всеми чувствами, которые можно обозначить общим понятием неустойчивость. * И вот уже ветром разбиты, убиты * Кусты облетелой ракиты. * И прахом дорожным * Угрюмая старость легла на ланитах, * Но в темных орбитах * Взглянули, сверкнули глаза невозможным… * И снится, и снится, и снится: Бывалое солнце! * (3 октября 1907) Итак, проанализировав работы ведущих ученых-блоковедов, мы в своей работе пришли к выводу, что тема исследования цветового и музыкального оформления Александром Блоком своих произведений неисчерпаема, требует более подробного рассмотрения с членением ее на подтемы для получения более полного научного результата. Этого можно достигнуть, при сотрудничестве с психологами, искусствоведами, проводя фоносемантический и фонетический анализы различных произведений поэта различных периодов творчества. Хочется надеяться, что данная работа послужит началом к проведению последующих исследований различных проявлений синестетизма в лирике великого русского поэта Александра Александровича Блока.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Блок

Александр  Блок


Сочинение на тему Лиризм и гражданственность поэзии А Блока, Блок



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение на тему мама
  4. Сочинение про березу
  5. Детство сочинение
  6. Сочинение про войну
  7. Правда Луки
  8. Заметка в газету по русскому языку
  9. Сочинение 4 класс
  10. Сочинение по рассказу пенсне
  11. Сочинение на тему космос
  12. Письмо маме
  13. Поиски правды на дне
  14. Описание мамы
  15. Что я ценю в людях сочинение?
  16. Судьба человека главный герой
  17. Сочинение рассуждение на тему совесть
  18. Сочинение на тему описание местности
  19. Мое любимое время года сочинение
  20. Сочинение на тему весна
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия В здоровом теле здоровый дух сочинение Заметка в газету по русскому языку