А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Вишневый сад > ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД"
ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" - сочинение
Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первойпостановке Московского художественного театра еще при жизни авторапьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужноиметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанноена сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценноебытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получити жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе напоставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам иактерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чеховадраматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского иНемировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада"как драматической элегии закрепилась в практике отечественныхтеатров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство,неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни."Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с ихродовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась врусской литературе второй половины XIX века и до Чехова итрагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховскогорешения этой проблемы?Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему всоциальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу,которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. Вобоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственностьносителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чеховапрежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостногоправа, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянскойусадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ егохозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслиеи пороки (многие театры представляют, что она стала в Париженаркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, внего потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежниеобитатели.Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смыслеэтого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежныепальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской ончувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает нанего со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинаеткичиться своим демократическим происхождением и бравироватьнекультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовыхкругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, сновавыявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображениекапитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцыи капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботуо культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братьяТретьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сынАлексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес вХудожественный театр не только творческие идеи, но и отцовскоебогатство, и весьма немалое. Лопахин _ капиталист иного пошиба.Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу:тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, будничнообыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.И вот наступает очередной социально-исторический перелом русскойжизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимаетбуржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надоспасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа,что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значитизменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненнымценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложениеЛопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному ижизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себефигура второстепенного персонажа _ Шарлотты Ивановны. В начале 2акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю,сколько мне лет... откуда я и кто я _ не знаю... Кто мои родители,может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем...Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я,зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской _ всеэто скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта поразному, конечно, проявляют удивительное мужество и дажеподдерживают бодрость духа в ддругих, потому что для всех персонажейпьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет лидругая _ весьма гадательно.Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик,Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в светенадвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Ониделают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и неизменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственномогут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорееискренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем егоГаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют впьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двухподходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога3 акта.А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу еемалолетства самое неопределенное и в то же время радужноепредставление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовниПети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считаетсямолодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначеобъяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общеепризнание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, носправедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивымпризывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши,"грязные, старые".Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавшихРоссию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, какотгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, словаПети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадитьдругой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам осущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, какреволюционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Новот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта встуденческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли необвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этимарсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступаликомиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом оночень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют ПетраСтепановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо,недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отцаПетруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского).Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образреволюционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно.Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, исоциал-демократические нотки.Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажипосмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя,чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающийустроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенныхна просторах его и нашей многострадальной родины продолжателямидела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленныхостровах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную"не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада".Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манераповествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышатьсобственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия,драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любилопределенность и, следовательно, неполноту охвата жизненногоявления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всегопонемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Вишневый сад

Вишневый сад


Сочинение на тему ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД", Вишневый сад



Больше всего просматривают

  1. Образ Луки в пьесе на дне
  2. Легко ли быть молодым
  3. Сочинение на тему Россия
  4. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  5. Мои увлечения сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Что значит быть интеллигентным человеком?
  8. Сочинение Тарас бульба
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Сочинение про маму
  12. Мое любимое время года сочинение
  13. Сочинение на тему милосердие
  14. Моя любимая телепередача
  15. Русский язык сочинение
  16. Классный час винграновский
  17. Пастернак зимняя ночь анализ
  18. Сочинение моя любимая книга
  19. Горе от ума сочинение
  20. Сочинение на тему