А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД" - сочинение

Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первойпостановке Московского художественного театра еще при жизни авторапьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужноиметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанноена сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценноебытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получити жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе напоставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам иактерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чеховадраматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского иНемировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада"как драматической элегии закрепилась в практике отечественныхтеатров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство,неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни."Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с ихродовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась врусской литературе второй половины XIX века и до Чехова итрагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховскогорешения этой проблемы?Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему всоциальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу,которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. Вобоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственностьносителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чеховапрежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостногоправа, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянскойусадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ егохозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслиеи пороки (многие театры представляют, что она стала в Париженаркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, внего потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежниеобитатели.Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смыслеэтого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежныепальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской ончувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает нанего со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинаеткичиться своим демократическим происхождением и бравироватьнекультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовыхкругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, сновавыявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображениекапитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцыи капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботуо культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братьяТретьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сынАлексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес вХудожественный театр не только творческие идеи, но и отцовскоебогатство, и весьма немалое. Лопахин _ капиталист иного пошиба.Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу:тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, будничнообыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.И вот наступает очередной социально-исторический перелом русскойжизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимаетбуржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надоспасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа,что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значитизменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненнымценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложениеЛопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному ижизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себефигура второстепенного персонажа _ Шарлотты Ивановны. В начале 2акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю,сколько мне лет... откуда я и кто я _ не знаю... Кто мои родители,может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем...Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я,зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской _ всеэто скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта поразному, конечно, проявляют удивительное мужество и дажеподдерживают бодрость духа в ддругих, потому что для всех персонажейпьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет лидругая _ весьма гадательно.Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик,Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в светенадвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Ониделают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и неизменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственномогут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорееискренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем егоГаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют впьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двухподходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога3 акта.А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу еемалолетства самое неопределенное и в то же время радужноепредставление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовниПети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считаетсямолодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначеобъяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общеепризнание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, носправедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивымпризывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши,"грязные, старые".Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавшихРоссию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, какотгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, словаПети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадитьдругой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам осущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, какреволюционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Новот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта встуденческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли необвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этимарсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступаликомиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом оночень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют ПетраСтепановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо,недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отцаПетруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского).Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образреволюционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно.Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, исоциал-демократические нотки.Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажипосмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя,чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающийустроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенныхна просторах его и нашей многострадальной родины продолжателямидела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленныхостровах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную"не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада".Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манераповествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышатьсобственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия,драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любилопределенность и, следовательно, неполноту охвата жизненногоявления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всегопонемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Вишневый сад > ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД"
Вишневый сад

Вишневый сад


Сочинение на тему ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А П ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД", Вишневый сад