А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Стихотворение М Ю Лермонтова "Дума" (восприятие истолкование оценка) - сочинение

Написанное в 1838 году, это стихотворение замыкает предшествовавшие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводит итог прошлому духовному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей. Настроениям "Думы" созву чны лирика декабристов, созданная после восстания, поэтов-любомудров, поэтов кружка Н.В. Станкевича, философская проза романтиков, дневники и письма А.И. Герцена, первое "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева. Недовольство окружающим переходит в горькие раздумья о судьбе поколения. В стихотворении "Дума" раскрывается трагедия людей, обреченных "в бездействии состариться " "под бременем познанья и сомненья". Лермонтов отчетливо видит причину этой трагедии в общественной обстановке в стране после восстания декабристов. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет современников в постыдном равнодушии к добру и злу, в трусости и раболепии перед властью, в неспособности испытывать радости жизни, чувствовать красоту поэзии, созданий искусства. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь горит в крови.

Люди тридцатых годов увидели неосуществимость идеалов, в которые верило предшествующее поколение, они "богаты " "ошибками отцов". Для них оказалась закрытой возможность настоящего, живого дела. Наступила эпоха безверия, скепсиса, когда люди таили даже от "близких и друзей" "надежды лучшие и голос благородный неверием осмеянных страстей", эпоха бесцельного, бездеятельного существования. Белинский сказал о "Думе" горячие и страстные слова: "Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.." Будущее этого поколения лишено перспектив:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Осуждение современников сливается с тяжелым, грустным чувством сострадания к ним и даже с каким-то (для Лермонтова явно несправедливым) самобичеванием. Но Лермонтов не отказывается от горьких обвинений в адрес своих современников. Стихотворение приобретает не только скорбный, но и едко-иронический тон. Общественная пассивность людей тридцатых связана и с их "позорным малодушием":
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;




 
Перед опасностью позорно малодушны И перед властию-презренные рабы. Лермонтов упрекает своих современников в отсутствии протестных настроений. Он делает беспощадный вывод о "бесплодности" поколения тридцатых годов. Вынося суровый приговор, стихотворение Лермонтова напоминало современникам поэта об огромной ответственности перед потомками, о чем говорят две последние строки. Не случайно Белинский увидел в "Думе" "грозу духа, оскорбленного позором общества". Мысль о поколении неотделима для поэта от страсти, но трезвое раздумье приглушает ее. За твердой и мужественной мыслью бьются и клокочут чувства. Открытое проявление чувств, свойственное многим другим стихотворениям Лермонтова ("Смерть Поэта", "Как часто пестрою толпою окружен... "), сменяется в "Думе" сдержанной сосредоточенностью. Внутри поэтической мысли живет напряженный конфликт между "логикой" и эмоцией, между холодным рационализмом рассудка и страстной взволнованностью, конфликт, о котором сказано в лермонтовских же стихах: И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Итак, центральная идея "Думы" - осуждение общественной инертности и духовной апатии поколения, неспособного найти свое предназначение и достойные гражданские и нравственные цели,-определила структуру стихотворения. Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения ("Его грядущее иль пусто или темно" - "И прах наш с строгостью судьи и гражданина/ Потомок оскорбит презрительным стихом..."). Мысль о бездействии поколения, многократно варьируясь, становится замкнутой. Единственное действие - торопливое приближение этого поколения к смерти. Эта элегичность поддержана падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и последовательным уменьшением ударений в стихе. Личную трагедию Лермонтов осмыслил как трагедию поколения. Уже в первой строке ("Печально я гляжу на наше поколенье!") лирическое "я", социальное раздумье которого составляет тему стихотворения, и обличает, и является предметом обличения. Потерянность "поколенья" в исторической жизни сопровождается ослаблением личного начала, неявным желанием индивидуальности раствориться в "поколеньи" ("Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без шума и следа"). Здесь лирическое "я" получает характеристики, прежде относившиеся всецело к "толпе". Если раньше Лермонтов обвинял жизнь, которая постоянно обманывала его надежды, то здесь он словно сам не оправдал предназначения судьбы. Поэтическая мысль "Думы" реализуется во внутреннем движении от печального элегического размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом со словами психологи ческой и гражданской лирики широко вводятся слова философского и этического содержания ("познанья", "сомненья ", "добру", "злу"), а также прозаизмы ("не шевелят ", "остаток", "касались"). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, хотя он по-прежнему насыщен резкими оценочно-экспрессивными эпитетами. Снижающие элементы в характеристике поколения сопровождаются все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи и насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает с наибольшей силой осуждения. Смена интонаций и сочетание в "Думе" различных стилисти ческих пластов обусловили своеобразие формы, похожей на социальную элегию. Равнодушие к добру и злу, осмеяние высоких страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед опасностью, "угрюмость" и истори ческая никчемность, бесславие-все духовные муки и пороки поколения восходят к неверию, к "бремени познанья и сомненья". Белинский в ту пору писал: "Говорят, что сомнение подрывает истину: ложная и безбожная мысль! ...Говорят: отрицание убивает верование. Нет, не убивает, а очищает его". Но Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительной ценности, ни пути к истине. Его позиция в "Думе" иная: сомнение и отрицание бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, застывшие и не приводящие к каким-либо позитивным результатам, - "зарытый скупостью и бесполезный клад". Современники были потрясены тоном стихотворения, писали о стоне души, об обличении в нем "черной стороны нашего века" и не могли не признать суровой и беспощадной, хотя и мрачной правды, заключенной в нем. Стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив "многих вздрогнуть".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Стихотворение М Ю Лермонтова "Дума" (восприятие истолкование оценка). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Стихотворение М Ю Лермонтова "Дума" (восприятие истолкование оценка)
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Стихотворение М Ю Лермонтова "Дума" (восприятие истолкование оценка), Герой нашего времени