А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гоголь > Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений
Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений - сочинение
С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью (Пискарев), рушатся мечты о скромной, но чистой любви (Поприщин), опозоренной оказывается сама человеческая красота (образ незнакомки в «Невском проспекте»). Торжествуют пошлость (поручик Пирогов), предпринимательство, протекционизм, грубая сила. Итогом горестных наблюдений Гоголя над жизнью делового Петербурга стала повесть «Шинель» (1842). С исключительной проникновенностью и сочувствием изобразил Гоголь переживания титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Украденная у него новая шинель символизировала, в сущности, украденное счастье «маленького человека». Сатира и гуманизм подняты в повести на огромную высоту, обозначив новый рубеж в развитии критического реализма не только русской, но и мировой литературы. Недаром Достоевскому приписывают слова: «Все мы вышли из „Шинели” Гоголя», что подчеркивает глубокое воздействие гуманистических традиций Гоголя на писателей-реалистов.
Значительных успехов добился Гоголь в драматургии, которой придавал большое значение благодаря ее широкому воспитательному воздействию как искусства театра. Театр, по мнению писателя, «это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок» (8, 186). Была еще одна причина, определившая желание писателя попробовать свои силы в драматургии. Гоголь - художник широкого охвата жизненных явлений. В обыкновенном с виду он сумел раскрыть закономерности жизни всей русской нации, всего общества. Драматургические произведения, в частности комедии, давали в этом отношении писателю большой простор. Характер в драме или комедии может выступать как отражение наиболее типических человеческих свойств, равно обнаруживающих себя и в столице, и в отдаленных уголках России. А Гоголю очень хотелось показать «всю Русь», «собрать в одну кучу все дурное в России и… разом посмеяться над всем» (8, 440). Именно с таким намерением он приступил к созданию комедии «Ревизор». Написанная в 1835 г., она явилась вызовом не только бюрократической системе правления, но и пустым, бессодержательным комедиям 30-х годов. Первые опыты Гоголя в жанре комедии («Владимир 3-й степени», «Утро делового человека», «Женихи») относятся к 1833-1834 гг. На чем была основана решимость Гоголя «духом» написать комедию? Обращаясь к Пушкину, Гоголь внутренне был готов к большой, принципиально новаторской работе. У него уже сформировался свой взгляд на комедию, который он впоследствии выскажет в публицистических работах и письмах. Коротко гоголевские суждения о сущности комедийного искусства сводятся к следующему. Назначение комедии писатель видел не в том, чтобы развлекать людей, а в том, чтобы исправлять их нравы, воспитывать. Идейно бессодержательные, пустые комедии и водевили он отрицал, в особенности восставал против формальных приемов комического, рассчитанных на внешний эффект. Гоголь выступал за серьезные нравственно-обличительные цели комедии: надо смеяться не над «кривым носом», а над «кривою душой». Он призывал не придумывать бутафорные, не имеющие отношения к реальной действительности ситуации, а брать конфликты из жизни. «Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!» - писал он, обращаясь к комедийным авторам. В связи е изменением объекта и цели сатиры («живой урок») Гоголь ставит вопрос об изменении внутренней структуры комедийного действия. Комедия должна строиться не на узколюбовной, а на общественно значимой интриге. «Теперь сильней завязывает драму (т. е. конфликт.) стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить во что бы то ни стало другого… Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?» Сюжет комедии, с первого взгляда, действительно напоминает анекдот. Петербургского молодого чиновника приняли в одном провинциальном городе за ревизора, и он, весело проведя время, обобрав чиновников, безнаказанно уезжает. Эта нелепая с точки зрения здравого смысла ситуация была весьма характерна для бюрократического режима николаевской России. В условиях, когда служили лицам, а не делу, когда почти каждый, находясь на службе, норовил обмануть другого,- все возможно, в том числе и то, что происходит в «Ревизоре». Следовательно, анекдотичен случай, описанный Гоголем, но действительность, порождающая подобные явления, реальна и не ограничена пределами одного провинциального городка. В ней угадывается вся сословно-бюрократическая Россия. В этом состояла «соль» комедии, политическая острота обобщений. Естественно, такая пьеса не могла вызвать восторг у защитников самодержавия.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений, Гоголь



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Сочинение для 2 класса
  4. Анализ стихотворения Блока Россия
  5. Легко ли быть молодым
  6. Правда Луки
  7. Сочинение на тему моя любимая фотография
  8. Сочинение 4 класс
  9. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  10. Сочинение на тему космос
  11. Сочинение Тарас бульба
  12. Поиски правды на дне
  13. Сочинение рассказ на основе услышанного
  14. Анализ стихотворения Гумилева
  15. Сочинение на тему отцы и дети
  16. Сочинение про музыку
  17. Моя будущая профессия
  18. Сочинение на тему описание местности
  19. Любовь сочинение
  20. Сочинение на тему весна