А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Достоевский > Описание Петербурга в произведениях Достоевского
Описание Петербурга в произведениях Достоевского - сочинение
Несколько слов об «идеологии» пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог - переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это говорит сам Раскольников. Возможно, это их и единит. В образе Сони важно то, что в ней есть что-то детское (внешний вид: «несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой», ее жест, когда Раскольников признается в содеянном). Вообще, дети в творчестве Достоевского, как и юродивые, являются единственным светлым лучом в темном царстве Петербурга. Детское в героях Достоевского говорит о «положительности», праведности этого героя. Поэтому Сонечка и князь Мышкин являются нравственными идеалами Достоевского. Не случайно ведь после объятий Полечки Мармеладовый и ее молитвы, Раскольников решает, что не умерла его жизнь вместе со старою старухой, а Сонечка вообще «излечивает» его. В «Идиоте» тоже есть герой, подобный Сонечке Мармеладовой - князь Лев Мышкин. Во-первых, он, как и Сонечка, выглядит моложе своих лет: «Да, говорят, у меня лицо моложавое». Вообще, в «Идиоте» тема детей развита, по-моему, в большей степени, нежели в «Преступлении и наказании». Важен рассказ князя о Мари из швейцарской деревушки, о ее несчастной судьбе и о том, что, будучи тяжело больной и всеми гшонимой, в обществе детей она умерла почти счастливой. Мышкин говорит, что «через детей душа лечится». По всей видимости, этой фразой он выразил достоевское отношение к детям. Также детскими чертами в «Идиоте» обладают Лизавета Прокофьевна, Ганя Иволгин, Вера Лебедева, Ипполит и Аглая. Мышкина, как и Сонечку, называют юродивыми: «Ну, коли так, - воскликнул Рогожин, - совсем ты, князь, выходишь, юродивый, и таких, как ты, бог любит!». Задача, которую поставил перед собой автор заключалась в том, чтобы создать образ идеального человека: кроткого и доброго, и проследить, что с ним будет в жестоком человеческом мире. Оказавшись в доме генерала Епанчина, он сразу с головой окунается в интриги и сплетни. Он встречает Настасью Филипповну, бывшую любовницу Тоцкого, поражается ее страданиям и предлагает ей выйди за него замуж. Она же, понимая чистоту князя не хочет вредить ему, считая себя «погибшей» женщиной, и уезжает с Рогожиным. Мышкин же любит ее «не любовью, а жалостью»: «В этом лице… страдания много». Вообще, тема страдания для Достоевского очень важна. Только через страдания приходит счастье, страдания искупляют грехи. Свидригайлов говорит, что «человек вообще очень очень даже любит быть оскорбленным»; Миколка, признавшись в убийстве, принимает на себя страдание; Соня говорит, что никогда не оставит Раскольникова, потому что он несчастен, так же поступает и князь Мышкин в отношении Настасьи Филипповны. Крайне важна для Достоевского тема веры. Сонечка Мармеладова окончательно не погибла под давлением города только потому, что она не пропустила в свою душу разврат, которым пропитан Петербург. Когда Сонечка читает Раскольникову Библию, ее голос, до того тихий, «прорывается», становится звонким как струна. Символичен также обмен крестами. Крестами меняются Сонечка и Лизавета и Рогожин и Мышкин. Рогожин и Соня - переступившие, Лизавета и Мышкин - праведники. В черновиках Достоевский называет Льва Мышкина «князем Христом». Его любовь и доброту трудно не заметить: его благословляет мать Рогожина, выжившая из ума старуха, ничего уже не понимающая. Это значит, что она увидела в нем что-то, чего нет в остальных людях. Он стремится всем помочь, и все обращают внимание на его «божественные» качества, даже те, кто незадолго до этого называл его идиотом (Ганя Иволгин). Все ждут от него любви и сострадания, но люди современного общества настолько эгоистичны, что хотят, чтоб сострадали и любили только их.
Поэтому Мышкин теряет Аглаю. Князь не смог спасти никого, но, мне кажется, он все-таки смог как-то повлиять на знакомых людей, он смог хоть чуть-чуть изменить Петербург в лучшую сторону. Петербург - город болезни. Во-первых, это его болезненная обстановка: грязь, канавы, грязный туман, желто-зеленые постройки. Но основная болезнь, которой страдает Петербург - это преступление. Преступление является сутью этого города. Не случайно преступление так или иначе встречается в большинстве произведений Достоевского. Нет, Петербург не является, как говорилось раньше, причиной преступления, а является его соучастником. Конечно, Раскольников не убил бы старуху, если бы был богат. Кстати, о схожести человека и того места, где он живет, говорил и Достоевский. Мышкин, увидев дом, сразу понял, что его хозяином является Рогожин: «Один дом, вероятно по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: «Это, наверно, тот самый дом». Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, безо всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого». Позже Мышкин скажет Рогожину, что «дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни». Если бы у него было достаточно денег, ему бы не пришлось жить в такой «конуре», ему бы не пришла в голову идея о право имеющих и тварях дрожащих. Причем преступление для Достоевского заключается не только в самом поступке, но и в том, что человек разрешил себе убийство. Убивая человека и даже разрешив себе это убийство, Раскольников тем самым убивает себя. Узнав, что старуха остается дома одна и решившись на убийство, он «Вошел к себе, как приговоренный к смерти». Когда он выходит из дома, он думает о людях, идущих на казнь. Придя к старухе, он «остановился и притих, как мертвый». И действительно, можно выстроить такую цепь: Алена Ивановна - Лизавета - Сонечка - Дунечка - Раскольников. Убийство у Достоевского приравнивается к самоубийству, а самоубийство совершают только полностью исчерпавшие себя люди. Например, Свидригайлов. Его можно считать лицом Петербурга - такой же развратный и переступивший. Свидригайлов и Раскольников видят привидения - они оба больны. Их объединяет общая болезнь - преступление. Свидригайлов является идеологическим двойником Раскольникова, а его самоубийство - одним из возможных путей последнего. Петербург поощряет преступления, как только человек разрешил себе убийство, пути назад уже нет: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Вот оно определение Петербурга - машина, бездушная машина.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Федор Достоевский

Федор  Достоевский


Сочинение на тему Описание Петербурга в произведениях Достоевского, Достоевский



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Капитанская дочка сочинение
  3. Сочинение на тему мама
  4. Судьба человека главный герой
  5. Характеристика олівера твіста
  6. Сочинение на тему Тарас бульба
  7. Смысл названия Романа отцы и дети
  8. Сочинение на тему милосердие
  9. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  10. Сочинение о друзьях
  11. Сочинение на тему весна
  12. Классный час винграновский
  13. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  14. Образ Катерины в пьесе гроза
  15. Сочинение на тему моя любимая фотография
  16. Сочинение про войну
  17. Сочинение на тему образование
  18. На дне сочинение
  19. Письмо другу сочинение
  20. Образ Татьяны в романе Евгений Онегин