Тагор утверждает, что бессмертие человека не в его вечно живой душе, которая согласно религии индуизма сливается после смерти с мировым духом, а в активной жизни на земле, в созидательном труде на благо людей. В поэзии Тагора 30-х годов его гуманизм приобретает активный характер. Протестуя против униженного положения соотечественников, поэт не ограничивается жалостью и состраданием к человеку, ненасилия, прося у своего «божества жизни» силы, чтобы осудить злодеяния варваров. В стихотворении «Поклонники Будды» он клеймит японскую военщину за ее агрессию против народа Китая. Разоблачает Тагор и испанских фашистов, развязавших в стране кровавую войну. Большой популярностью пользуется его стихотворение «Африка», в котором он рассказывает о злодеяниях колонизаторов, поработивших народы целого континента.
В тагоровской прозе 30-х годов проявляются изменчивые настроения писателя, сказывается противоречивость его идейных позиций. Прежде всего Тагора волнуют и привлекают психологические коллизии. Но проникая в глубину чувств и переживаний своих героев, писатель стремится раскрыть сущность морально-этических конфликтов современного общества.
В романе «Джогаджог» (1928) Тагор создает образ смелой, волевой женщины, которая не хочет быть безропотной рабыней мужа и отстаивает свои человеческие права. С этим образом перекликается образ героини романа «Поэма о конце» (1929), простой индийской девушки, которая противопоставляется барышням из современного европеизированного буржуазного общества. За их пустословием и позерством скрывается неспособность к настоящей деятельности. В последнем романе Тагора «Четыре части» (1934) заметна тенденция к расширению сферы реалистического изображения жизни. Хотя действие романа относится к. 1905—1908 годам, он наполнен отзвуками событий 30-х годов. Тагор изображает духовный крах руководителя освободительного движения, усвоившего теорию и практику борьбы ненасильственными методами.
Заметно, что и в бытовых романах, сосредоточивая главное внимание на изображении внутреннего мира персонажей, Тагор не отрывает героев от общественной среды. Характеры его героев, их мысли и действия органически вплетаются в сложную канву индийской действительности, раскрываются на фоне всей жизни индийского общества начала XX века.
В возрасте 67 лет Тагор начал заниматься живописью и. графикой. За 12 лет он создал около 2000 картин и рисунков. Он писал, что его живопись не связана с какой-либо школой или традицией. Она отличается смещением стилей, постоянными поисками нового, еще неизведанного в искусстве. Наряду с красками Тагор использовал в своей работе соки цветов и растений. На многих рисунках и картинах Тагора заметно влияние экспрессионизма. Наряду с. условными рисунками у Тагора встречаются также и реалистические зарисовки и портреты людей, передающие их настроения.
До Тагора многие на Западе смотрели на Индию через призму идеалистической философии Шопенгауэра, пользующегося славой «открывателя индийской мудрости».
Но вот на весь мир громко зазвучал голос Тагора, разрушая умозаключения об индифферентности, созерцательности и пассивности, якобы присущих индийскому национальному характеру. В великих творениях индийского народного гения, в которых Шопенгауэр и другие западные философы-идеалисты увидели лишь уход от жизни в мир мистики, Тагор увидел радостное, светлое восприятие жизни и утверждение бессмертия и величия человека.
Тагор все чаще обращает взор на человека-труженика, именно в нем, в его жизни, со всеми ее большими печалями и маленькими радостями находит он прекрасное и правду жизни. Многие стихотворения сборников «Снова», «Пестрое», «Флейта», «Дорога» и других представляют собой полные жизненной правды живые картины.
Мир интимных переживаний, навеянных воспоминаниями о годах юности, счастливой любви и семейной жизни, уже не может удовлетворить поэта, он все чаще задает вопросы: почему же так несовершенна жизнь, почему несчастны люди, в чем причина их нищеты и горя, кто виноват в страданиях индийского народа, что нужно сделать, чтобы на земле воцарилась справедливость? Раскрывая трагизм положения трудового народа-, показывая противоречия между идеалом и действительностью, Тагор стремится видеть жизнь иной, а человека счастливым. Хотя в поэзии Тагора видное место занимает восхищение величием Индии, любование красотой ее природы и т. д., бедственное положение отчизны не менее глубоко затрагивало его душу, и этот мотив в 30-е годы приобретает, особо отчетливое звучание. Но поэт не ограничивается оплакиванием тяжелой доли своего народа. Он обвиняет английских колонизаторов — виновников позора, горя и несчастий родины, предвещая неизбежное ее освобождение от колониального рабства.
Освобождение своих соотечественников писатель связывал с освобождением всего человечества; борясь против колониального порабощения Индии, он гневно обличал империализм во всех его формах и проявлениях. Если в годы, предшествующие первой мировой войне, в стихах сборника «Гитанджали» поэт призывал всех людей земли к миру, дружбе,- любви и братству, то В 30-е годы, когда зловещие призраки новой войны нависли над миром, призывно .звучит голос Тагора, обличавшего фашизм и предупреждавшего человечество об огромной опасности. Читать новости:
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Еще сочинения из раздела Другие сочинения по зарубежной литературе
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|