А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Теккерей утвердил в мировой культуре понятие «сноб» - сочинение

Уильям Мейкпис Теккерей (1811 — 1863) — крупнейший английский реалист-сатирик XIX в., еще при жизни снискавший славу за «ту беспощадную наблюдательность, ту юмористическую силу, ту беспредельную смелость манеры, по которым в настоящую эпоху Теккерей не имеет себе соперников», как писал о нем русский литературный критик А. В.Дружинин.

Начало творческого пути. Теккерей родился в Индии, в Калькутте, в семье крупного чиновника колониальной администрации. После смерти отца он учится в Англии сначала в ипколе, потом в Кембриджском университете. Теккерей увлекается живописью (особенно карикатурой) и философией, сотрудничает в студенческом журнале «Сноб». Не закончив университет, он путешествует по Европе в качестве свободного художника (одно из знаменательных событий — его встреча с престарелым Гёте в Веймаре).

Первое заметное достижение Теккерея-писателя — роман «Карьера Барри Линдона» (1844), действие которого разворачивается в XVIII в. Большое место в романе занимает сатира на вырождающуюся аристократию. Но известность приходит к писателю лишь после опубликования в журнале «Панч» «Книги снобов» (печаталась с февраля 1846 по февраль 1847 г.).

Теккерей утвердил в мировой культуре понятие «сноб» — тщеславный человек, старающийся следовать вкусам, манерам, модам высшего света, преклоняющийся перед вышестоящими и презирающий тех, кто стоит ниже его в социальной иерархии, надевающий в обществе некую личину, чуждую его подлинной природе. Теккерей и себя относил к снобам.

«Ярмарка тщеславия». В 1847— 1848 гг. вышел самый значительный сатирический роман Теккерея «Ярмарка тщеславия» с подзаголовком «Роман без героя» и с иллюстрациями автора. Его название (более правильный перевод — «Ярмарка Суетности», «Ярмарка Житейской Суеты») взято из читавшейся англичанами почти столь же часто, как Библия, сатирической аллегории Джона Беньяна «Путь паломника» (1678), где значительное место уделено аллегорическому образу Ярмарки Житейской Суеты, о которой сказано: «Название это произошло от того, что все там продающееся и находящееся в обороте — житейская суета, ярмарка эта продолжалась круглый год, и все на ней продавалось: дома, почести, привилегии, титулы, даже королевства, различные удовольствия — публичные женщины, развратники, жены мужья, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро...»

Сходно с этим описанием начало романа Теккерея, открывающегося заменяющим предисловие текстом «Перед занавесом», где вводится образ Кукольника — автора-демиурга, управляющего персонажами романа как куклами: «Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг. Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется: здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки: здесь шатаются буяны и забияки, повесы подмигивают проходящим женщинам, жулье шныряет по карманам, полицейские глядят в оба, шарлатаны (не мы, а другие, чума их задави) бойко зазывают публику; деревенские олухи таращатся на мишурные наряды танцовщиц и на жалких, густо нарумяненных старикашек-клоунов, между тем как ловкие воришки, подкравшись сзади, очищают карманы зевак. Да, вот она, Ярмарка Тщеславия; место нельзя сказать, чтобы назидательное, да и не слишком веселое, несмотря на царящий вокруг шум и гам».

Кукольник — маска автора, который «может все», вместе с читателями обсуждает сам процесс создания романа. «Ярмарка тщеславия» — один из ранних образцов метапрозы, получившей распространение в XX в. Это проза, рефлектирующая над процессом литературного творчества, описывающая этот процесс в ходе повествования. Но лишь кажется, что автор всесилен.





 
Он свободен только в оценках и в форме изложения жизненного материала, которым он не может управлять, отсюда— пародийность в использовании традиционных элементов литературного повествования (пародия на «роман воспитания», пародия на романтического героя — в этом смысле «Ярмарка тщеславия» оказывается «романом без героя», замена исторического костюма— действие романа начинается в 1813 г. — на современный и т.д.). Сюжет романа строится на сплетении судеб многочисленных персонажей, руководствующихся различными суетными желаниями. В центре — две противоположные и одновременно сходные судьбы выпускниц пансиона мисс Пинкертон: миловидной и добродетельной Эмилии Сэдли, дочери богатого эсквайра, и остро,мной и решительной Ребекки Шарп, дочери художника и танцовщицы. Эмилия, первоначально не знающая ни в чем нужды, беззаветно любит Джорджа Осборна, и когда отец Джорджа играет роковую роль в разорении ее отца и дружба семейств переходит во вражду, она выходит за Джорджа замуж, несмотря на то, что этот шаг лишает молодую чету надежд на наследство. Джордж гибнет в битве при Ватерлоо, и Эмилия остается одна с сыном, без особого смущения принимая помощь от влюбленного в нее майора Доббина, за которую «она может заплатить лишь благодарностью». Ребекка (Бекки) с самого начала решила добиться благополучия любой ценой. Она очаровывает всех подряд и, став гувернанткой в доме баронетта Питта Кроули, заключает тайный брак с младшим сыном баронетта Родоном Кроули. Это было ошибкой: Питт Кроули, «неимоверно вульгарный и неимоверно грязный», но зато богатый и знатный старик, после смерти жены делает Ребекке предложение, а узнав о ее браке с сыном, «теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний». Бекки еще не раз попадает в сложные ситуации, но, используя любые, порой неприглядные средства, добивается успеха. У нее тоже рождается сын, и для того, чтобы убедить общество в своей респектабельности, она изображает любовь к нему вовсе не испытывая ее. Финал романа соединяет все сюжетные линии. Ребекка показывает Эмилии письмо, в котором Джордж незадолго до своей гибели предлагал Ребекке бежать с ним. Эмилия, убедившись в неверности мужа, которому она была предана и после его гибели, выходит замуж за Доббина. Ребекка, оставленная мужем, завлекает в свои сети брата Эмилии Джозефа Седли, а когда и он, и муж умирают, вольготно живет на средства, выделяемые ей сыном, который при этом не хочет видеть мать. Роман заканчивается размышлением о «суете сует»: «Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?.. Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено». Это последнее упоминание о людях-куклах значимо для понимания романа. Люди, по Теккерею, одержимы тем, «чего жаждет сердце», но не в их власти выстроить свою судьбу согласно собственным планам. Но и Кукольник не разыгрывает представление по своему произволу. Подлинной движущей силой развития характеров оказывается история, создаваемые ею социальные обстоятельства. Вполне справедливо поэтому рассматривать произведение Теккерея как реалистический исторический роман: «Странность "Ярмарки тщеславия" в том, что это исторический роман о людях, лишивших себя исторического бытия, не желающих его осознать или проявить поступком, выходящим за пределы их бытовой жизни и частного интереса»43. Рассказчик (Кукольник) в этом отношении мало чем отличается от героев: «Если о неисторичности бытия в полной мере свидетельствует пример персонажей, то их деяния находят достойного летописца в лице рассказчика»44. Таким образом, рассказчик не совпадает с автором в самом главном — понимании исторической закономерности происходящего. Произведения Теккерея 1850 — 1860-х годов. В 1850 г. была закончена публикация романа Теккерея «История Пенденниса», написанного в соревновании с диккенсовским «Дэвидом Копперфилдом», который печатался в те же годы. За ним последовали романы «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853—1855), «Виргинцы» (1858—1859) и Шайтанов И.О. Послесловие//Леккерей У.М. Ярмарка тщеславия: В 2 т. - М„ 1986. - Т. 2. - незаконченный из-за смерти автора роман «Дени Дюваль» (1863), названный Диккенсом «лучшим произведением» Теккерея. Романы — лишь часть обширного наследия писателя, который писал также комические повести, сказки, бурлескные поэмы, скетчи, эссе, лекции, рецензии и т.д., везде демонстрируя глубину мысли и своеобразие стиля.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Теккерей утвердил в мировой культуре понятие «сноб». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Теккерей утвердил в мировой культуре понятие «сноб»
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Теккерей утвердил в мировой культуре понятие «сноб», Другие сочинения по зарубежной литературе