А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Целостная картина мира Сергея Есенина - сочинение

Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ. В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода « общим местом « является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об использовании фольклорных сюжетов.

При этом все авторы ссылаются на свидетельство самого поэта, данное в «Автобиографии»: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам». Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут «крестьянским поэтом». Такие исследователи творчества С. Есенина, как Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие отмечают, что природа является главным героем в произведениях поэта. А.Волков в своей работе «Художественные искания Есенина» (1976г.) пишет: «Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой». Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание - не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

Коржан в работе «Есенин и народная поэзия» гл. «Народная обрядовая поэзия» (1969г.), рассматривая творчество С.Есенина, отмечает, что «Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека». Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе «Проблемы творчества» (1978г.) пишет о том, что «если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества». Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу. В «Ключах Марии» Есенин писал: «Образ…есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов».

Есенинский образ возникает на основе ощущения окружающего мира. Многие исследователи, такие как В.Харчевников, В.Коржан, не раз писали о влиянии «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве» и других произведений древнерусской литературы, а также евангельских текстов и апокрифов. «Есенин весь вырастает из крестьянской стихии, включая религиозную, церковную стихию и самые архаичные жанры народной поэзии - пишет литературовед В.Базанов. Немалое влияние на поэзию Есенина оказала и древнерусская живопись. Несомненно, значительна работа, проведенная А.Марченко, в результате которой установлена связь между цветовой палитрой поэзии С.Есенина и народной живописью как лубочной, так и церковной. Она отмечает такие часто употребляющиеся цвета, как желто-золотой, голубой, зеленый, красный, «и притом не вообще красный, а именно русский красный…алый». «Совершенно явственно ощущается и связь его «расцветки» с гаммой «розовой», то есть очищенной от потемневшей со временем иконы, построенной на гармонии чистых и ясных цветов красного, желтого, синего или зеленого». В раннюю пору творчества у С.Есенина нередки обращения к мифическим существам. Он взывает к богородице, Иисусу, Николаю-чудотворцу.



 
В своих произведениях Есенин пытается проникнуть в тайны природы, жизни человека, понять те события, которые происходят в России. В связи с этим он обращается к народным верованиям. В.С.Мусатов в статье «Поэтический мир С.Есенина « пишет: «…он воспринимал в единстве языческое с христианским, фольклорное с церковным.» Исследованию библейских мотивов в поэзии Есенина посвящено очень мало работ. Лишь немногие литературоведы обращаются к ней. Авторы пишут о том, что Есенин «идеализировал образ Христа» и « настойчивый поиск им социальных, нравственных устоев в жизни своеобразно переплетается с религиозными исканиями «новой веры». Некоторые исследователи отмечают, что в произведениях революционных лет С.Есенин выступает с богоборческими идеалами («Инония», «Пантократор».) Однако большинство стихотворений поэта посвящено природе. Исследуя эти произведения, критики приходят к одному мнению : автор боготворит природу, она для него «храм». Литературовед М.Эпштейн приходит к выводу, что мотив обожествления природы у Есенина распадается на ряд частных мотивов. Эти мотивы: «святость в природе», «бог в природе», «Христос в природе» и «природа- храм». В перечисленные мотивы органично вплетаются и образ лирического героя - пастуха и инока. Обожествление поэтом природы совпадает с романтически-пантеистическими устремлениями поэта, корнями уходящими в мифологическими воззрениями русского народа на природу. В лирике Есенина можно встретить мотивы преклонения перед матерью-природой. («Я молюсь на алы зори…», «Поклоняюсь придорожью…».) И подобно тому, как в обрядах и верованиях русского народа христианство причудливо и вполне естественно уживалось с язычеством, пришедшим от древних славян, так это было и в поэзии Есенина. Любимые народом святые становятся героями стихов Сергея Есенина . («Егорий», «Микола».) События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великих перемен, духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время значительное место в творчестве начинают занимать библейские образы (Иисус, Саломея, Ирод и другие.) В последние годы исследованию творчества Есенина посвящается намного меньше работ, чем ранее. В них по-прежнему говорится о том, что « он хорошо знал историю отечественной литературы, особенно древнерусскую литературу. Превосходно знал народное искусство…» Эржебет Калган в статье «На переломе» отмечает, что Есенин называл себя последним поэтом деревни, но деревня в его поэзии - это огромный мир, вся Россия.» Другие два исследователя Я.Хелемский и Г.Красухин как бы спорят друг с другом, хотя их работы и написаны в разные годы. Яков Хелемский сравнивает двух поэтов Маяковского В.В. и Есенина С.А. и пишет, что «при всей их несхожести, житейской и творческой, несложно обнаружить у них общие черты. Если стихотворения «Кобыльи корабли», «Исповедь хулигана», «Инония», «Сорокоуст» разбить лесенкой или выстроить столбиком - чем не начинающий Маяковский.» Геннадий Красухин, напротив, опровергает то, что Есенин подражал Маяковскому, это было всего лишь «мода на богохульство», которой отдали дань и Маяковский и Есенин. Итак, мы видим, что каждый из исследователей творчества Сергея Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя. Однако среди многочисленных литературоведческих работ отсутствуют такие, в которых была бы определена целостная картина мира С.Есенина и ее мифологическая основа и система.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Целостная картина мира Сергея Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Целостная картина мира Сергея Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Целостная картина мира Сергея Есенина, Есенин