А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«История одного города» смелая и глубокая сатира - сочинение


Салтыков-Щедрин считал и социально, и нравственно несправедливым. Рассуждая об этом, Щедрин определяет главную тему своей «Истории…»: «С одной стороны его (летописца) умственному взору представляется сила, подкравшаяся и успевшая организоваться и окрепнуть, с другой – рассыпавшиеся по углам и всегда застигаемые врасплох людишки и сироты. Возможно ли какое-нибудь сомнение насчет характера отношений, которые имеют возникнуть из сопоставления стихий столь противоположных?». «Людишки» и «сироты» - это народная масса, чаще всего застигаемая врасплох силой организовавшейся и окрепнувшей – всей системой власти, символизированной в образах градоначальников.

Роль народной массы в глуповской истории не активная, а страдательная, пассивная. Эта масса «считается стоящей как бы вне истории». Щедрин делает вывод об особенностях глуповца, «силою вещей отстраненного от деятельного участия в своей судьбе. Стоя вне процесса истории, глуповец тем не менее испытывает его угнетающее давление, и потому главными, определяющими становятся свойства не действительные, а наносные – то есть собственно глуповские. Это и есть, по определению Щедрина, свойства «народа исторического», судимого по делам его, а не по идеальным, хотя, может быть, и действительным свойствам. Такой «исторический народ» Щедрин- сатирик не склонен был щадить. Но следует помнить, что Салтыков-Щедрин прежде всего писал философский роман о парадоксах человеческого существования. Писатель считал, что, кроме «гармонии», которая будто бы достижима в результате градоначальнических усилий, существует еще изначальная гармония бытия. Вспомним историю с рекой, которую хотел укротить Угрюм-Бурчеев, а затем превратить в «свое собственное море». Река не может и не должна быть морем, она – только река и этим прекрасна. Да и своего наивысшего благосостояния Глупов достиг при майоре Иване Пантелеиче Прыще, в фаршированной голове которого родилась гениальная мысль: вся сущность администрации состоит в невмешательстве в обывательские дела: самая лучшая администрация состоит в отсутствии таковой.



 
Щедрин считал, что жизнь должна быть свободна от «опекательства»: она должна развиваться в соответствии с собственной таинственной логикой, а «исследовать и испытывать природу вещей» надо с осторожностью: лишь для того, чтобы «упрочить свое благополучие», а не для того, «чтоб оное подорвать». Природа наделила Щедрина нелегким даром видеть жизнь преимущественно со стороны ее темных явлений, подлежащих критике и отрицанию. Это вносило и в творчество, и в мировоззрение, и в само существование писателя много мрачного. Противовесом его трудным переживаниям, его утешением была страстная вера в торжество идей гармоничного человеческого общежития. Щедрин был из тех редких писателей, которые умели «проводить» положительные идеалы в отрицательной форме, умели тревожить мысль людей своей глубокой убежденностью в их способности к нравственному совершенствованию. Он говорил: «Сказать человеку, что он человек – на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать человеку возможность различать справедливое от несправедливого – для достижения этого одного можно душу свою погубить. Задачи разъяснения громадны и почти неприступны, но зато какие изумительные горизонты!». Щедрин почти религиозно верил в русский народ. По словам А.М. Унковского, ближайшего друга писателя, вера последнего в духовную мощь русского народа служила главным источником его творчества.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «История одного города» смелая и глубокая сатира. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > История одного города > «История одного города» смелая и глубокая сатира
История одного города

История одного города


Сочинение на тему «История одного города» смелая и глубокая сатира, История одного города