А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сатира и ирония в пьесах Мольера - сочинение


Классицизм с его пренебрежительным отношением к комедии сдерживало развитие этого жанра. Мольер — тоже классицист за способом отображения действительности в обобщенно-типичных образах. Но этот гениальный драматург свободно вел себя с правилами и нормами, установленными в классицистических трактатах: «Люди должны быть показаны в комедии такими, которыми они есть на самом деле, лишь бы в действующих лицах ее можно было бы узнать наше современное общество», — говорит Мольер и дальше заявляет, что когда правила помогают этому, то они правильны, когда же нет — то «не будем обращать на них внимания».

Работая на провинции, Мольер начал овладевать принципами и приемами комедийных жанров, стал писать сценарии для труппы. Какие же итоги деятельности мольеривского театра в провинции? Он нашел свой репертуар и своего зрителя. Актеры достигли вершин комедийного мастерства. Трупа получила популярность как наилучший провинциальный театр Франции. В трупе есть свой драматург, она свободно распоряжается большими суммами денег, заработанных настойчивой работой.

В 1658 г. трупа Мольера возвратилась в Париж. Она представила перед Людовиком XVI и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия — и снова неудача. Но Мольер, желая исправить впечатление, сразу, же после «Никомеда» показал свою комедию «Влюбленный врач» на манер итальянских комедий масок. Успех был огромным. Король оставил трупу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, выделил Мольеру ежегодный пенсион.

Первой пьесой для нового театра послужила комедия «Смешные манерницы». В ней высмеиваются провинциалки Мадлон и Като, которые пришли в восхищение от культуры, от аристократической жизни. Они дали отказ своим буржуазным женихам. Като говорит при этом: «Или есть к лицу нам принимать людей, которые в добром тоне прочь ничего не понимают?.. Придти на любовное свидание в чулках и панталонах одного цвета, без парика, в шляпе без пера, в кафтане без лент!» Презренные женихи решают отомстить девушкам и подсылают к ним своих слуг, переодетых у аристократов. Слуги прекрасно справляются со своими ролями, разговаривают на том же химерическом языке, что и прецыозницы. Особенно отмечается Маскариль, который выдает себя за маркиза (эту роль играл Мольер). Девушки захвачены предполагаемыми аристократами, но здесь раскрывается правда, буржуазные женихи смеются над прецыозницами.

Комедия имела неистовый успех. Но аристократки обиделись на Мольера, считая, что он высмеял их. Действительно, Мольер злостно высмеивает стремление аристократии оградиться от народа с помощью условной культуры, химерического языка и манер Слово «прецыозный», которое раньше произносилось с уважением, после комедии Мольера стало вызвать общий смех.


 
Трупу выгнали с Пти-Бурбона, а помещение театра снесли с такой спешкой, в которой погибли декорации и костюмы. Актеры оказались на улице. Но они не покинули Мольера, хотя их и приглашали другие театры. Король выделил для труппы новое помещение — зал во дворце Пале-Рояль. В этом здании Мольер будет работать до конца своих дней. Несмотря на успех «Смешных манерниц», трупа Мольера, как и раньше, часто играет трагедии, хотя и без успеха. После ряда провалов Мольер пришел к чрезвычайно смелой мысли. Трагедия привлекает возможностью затронуть значительные общественные или моральные проблемы, но она не приносит успеха, не близкая зрителям Пале-Роялю. Комедия же привлекает широчайшего зрителя, но в ней отсутствующее глубокое содержание. Так вот, необходимо перенести моральную проблематику из трагедии с ее условными античными персонажами в комедию, которая изображает современную жизнь обычных людей. Впервые эта идея была воплощена в комедии «Школа мужчин», за которой появилась еще одна более яркая комедия «Школа жен». В них поставлена проблема воспитания. Для ее раскрытия Мольер объединяет сюжеты французского фарса и итальянской комедии масок: он изображает опекунов, которые воспитывают девушек, которые остались без родителей, для того, лишь бы со временем вступить в брак с ними. В «Школе мужчин» противопоставленные Арест, который воспитывает девушку Элеонору на свободе, и его брат Сганарель, который держит свою воспитанницу Изабеллу под замком, не разрешает ей никаких развлечений, преследует ее своей ревностью и подозрительностью. Вопреки тому, что Арест на 20 лет старше брата, Элеонора пронимается уважением и любовью к нему, становится его женой. Изабелла же одурачивает своего злого опекуна Сганареля и выходит замуж за юного Валера, которого она полюбила, не считая никакие запреты. Так объединяются сказ о семейных проблемах, присущий фарсу, и сказ о любви, на пути которого стоят препятствия, — типичный сюжет итальянских комедий — в одно целое, где по комической форме возникает серьезное содержание: анализ проблем воспитания и нравственности. Мольер выступает сторонником свободного, умного воспитания и нравственности, основанной на естественной склонности. В «Школе мужчин» Мольер лишь подверг испытанию новые пути. Успех пьесы показал, что выбранное направление правильное. В «Школе жен» писатель приходит к созданию нового жанра — «высокой комедии», которая, по словам О. Пушкина, «близко подходит к трагедии». В «Школе жен» эта близость была связана преимущественно с формой: в комедии 5 актов, она написана стихами и т.д., и лишь серьезная проблематика указывает на сближение с трагедией и по смыслу. Взяв сюжет «Школы мужчин», Мольер его опроверг, оставив только историю Сганареля. Положительная программа, выраженная в истории Ареста, поняла и так, она возникает в ум зрителей, которые наблюдают за комедией жизни. В «Школе жен» богатый Арнольф хочет силой вступить в брак со своей воспитанницей Агнеси. Беря себе у воспитанницы неимущую девушку, Арнольф рассчитывал, что она будет во всем покорная богатому мужчине. Арнольф, как и Сганарель, держит Агнессу под замком, ничего ей не разрешает, ничего ее не учит. В начале комедии Агнеса — наивная, необразованная девушка, которая ничего не знает о жизни и любви. Но никакими решетками нельзя оградить человека от действительности. Случайно увидев, юношу Ораса, Агнеса полюбила его. Наивность Агнессы и Ораса приводит к тому, что они сознаются в своей любви Арнольфови. Злопыхательский опекун торжествует: тайна в его руках. Но под влиянием любви Агнеса изменяется. Борясь за свою любовь, она становится умной, хитрой, осмотрительной и достигает своего: Агнеса и Орас берут брак, а Арнольф остается ни с чем. Прославляя свободное, гуманное воспитание, право человека взять брак по любви, оправдывая поступки человека, продиктованные естественными чувствами, Мольер выступал против официальной морали в свое время. В оскорблении Агнессы он опередил просветителей, которые рисовали «естественность человека», не испорченную цивилизацией, но для Мольера такая «естественность человека» еще выступает объектом для смеха, хотя и незлого. Только одно приветствует Мольер в «естественном человеке» — ее естественные наклоны, настоящие чувства, которыми она руководствуется в своих поступках.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сатира и ирония в пьесах Мольера. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мольер > Сатира и ирония в пьесах Мольера
Мольер

Мольер


Сочинение на тему Сатира и ирония в пьесах Мольера, Мольер