А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Роллан > Система образов в романе Ролана «Очарованная душа»
Система образов в романе Ролана «Очарованная душа» - сочинение
Замысел «Очарованной души» возник и зрел у Роллана давно, еще в те годы, когда не был закончен «Жан-Крйстоф». Фантазия художника, всегда предпочитавшая развитие параллельных тем и контрастных соответствий, поставила рядом с борцом-мужчиной женщину-борца, принадлежащую «к авангарду того поколения женщин, которому во Франции пришлось упорно пролагать себе дорогу к независимому положению». Как и герой в «Жан-Кристофе», героиня «Очарованной души» - не обычный художественный образ: «…сроднившись с Жан-Кристофом, с Кола или с Аннетой Ривьер, я становлюсь просто-напросто поверенным их мысли. Слушаю их, вижу их поступки и смотрю на все их глазами. Они постепенно познают свое сердце и сердце других людей, а вместе с ними познаю и я…» «Придуманный» мир словно становится для писателя реальным, герои- живыми («незнакомое существо поселилось во мне»,- сознавался Роллан), а писатель может «сам» появиться в романе и вступить в дружескую беседу с вымышленными персонажами. Конечно, Аннета, Марк и другие герои романа обладают «самостоятельным» существованием, как это бывает в произведениях мастеров реалистического искусства. Как и в «Жан-Кристофе», «духовный двойник» Роллана Аннета - полнокровный образ, мы видим ее во всем своеобразии внешнего и внутреннего облика. Однако внутренняя близость героев Роллану обусловливает необычный жанр романа лирического, «аранжирующего» внутренний мир эпического героя и близкого ему лирического героя. «Каково бы ни было это произведение, оно - музыка»,- писал Роллан об «Очарованной душе» и размышлял о нем как о симфонии, в которой «сливаются лейтмотивы», «переплетаются музыкальные фразы», звучат «мелодии»; «созвучия» нетрудно увидеть и в системе образов романа, в постоянных соотнесениях параллельных и контрастирующих тем (Аннета и Сильвия, мать и сын и т. п.). Ромен Роллан «слышал» свое творение и звал читателя прислушаться к нему. Вновь, как и в «Жан-Кристофе», перед нами «симфония» души, воспроизводимой во всех нюансах и мельчайших движениях. Здесь есть определенное сходство с принципом раскрытия человека в «Поисках утраченного времени» Пруста. Особенно в первых частях романа, когда Роллан - не без влияния Бергсона - видел интерес произведения в том, как «в душе уравновешенной, порядочной и рассудительной женщины, неведомо для нее самой, незримо живет любовное начало, не признающее границ дозволенного». Тогда душа Аннеты рисовалась «бездной», о которой сама героиня «не имеет никакого представления», а «истинной жизнью» Роллан мог назвать «лишь внутреннюю жизнь». Напоминает о Прусте и то, что Роллан мыслил себе «линии развития образа героини» через воплощение любовного начала: любовь к отцу, затем к сестре, к сыну, к раненому врагу и т. д. Однако Роллан никогда не был эгоцентричен и всегда заботился о других, о человечестве, создавая пример мужества и стойкости. Специфическое отождествление человека с «рекой» в романе Ролла-на «Очарованная душа» - следствие стремления к многоплановой, динамичной характеристике, к раскрытию внутреннего мира во всей полноте, во всех нюансах тех бесконечных сложностей и богатств, имя которым - «я». Герой Пруста приобщается к себе самому, Анкета- это «вселенская Мать», приобщающаяся в конце своего пути к «радостям и страданиям всех живущих». Свою героиню Роллан меряет меркой титанической, меркой испытаний, выпадающих на долю людей в XX веке: бедность, война, фашизм. «Подлинные открытия» героиня Роллана делает тогда, когда «начинает трудом добывать свой хлеб», когда проникает в «лживую сущность современного общества», когда идет «от грез к деянию», от индивидуализма к коллективизму.
Роман «Очарованная душа» воспринимается как произведение нового по сравнению с «Жан-Кристофом» исторического этапа, связанного с совершенно определенным периодом в жизни буржуазного общества. Роллановские герои, свободолюбивые и мужественные интеллигенты, поставлены теперь перед лицом всемирно-исторического процесса гибели эксплуататорского уклада и перед необходимостью найти путь к новому обществу. Но «Очарованная душа» не только рассказывает о том, как Аннета, Марк ищут истину - роман сам по себе есть поиски истины, есть открытие XX века как революционной эпохи, приобщение и автора, и героя к этой революционности. Вот почему «Очарованная душа» вместе с изменением отношения к миру, к герою заключает в себе и изменение эстетических принципов - от романтических, символических (особенно в изображении положительного героя) и критически-реалистических (преимущественно в изображении отрицательных персонажей и обстоятельств) к социалистическому реализму, уже очевидному в «Провозвестнице». Большая общественная тема сразу же, в начале романа, намечена Ролланом в истории Аннеты. чья любовь к независимости и свободе сталкивается с нравами буржуазной семьи Бриссо, с трезвыми дельцами и лицемерами, которые пытаются организовать выгодный для них брак Роже с Аннетой. Роже Бриссо - типический образ деятеля буржуазной парламентской республики, глубоко и всесторонне раскрытый в реалистической литературе Франции с конца XIX века. Конфликт обостряется в романе «Лето», когда Аннета порывает со своей социальной средой. Героиня романа решает вначале нравственную проблему сочетания любви и независимости в целях достижения внутренней гармонии, нравственно совершенной духовной жизни. Вследствие этого Аннета сознательно отстраняется от политической борьбы как от занятия, по ее мнению, не очень достойного и не очень важного. Поэтому и сама общественная жизнь, политическая борьба почти не изображены в «Лете», рассказывающем семейную историю, хотя и насыщенную большим общественным и психологическим содержанием. Роман воссоздает поток чувств героев — Аннеты, а затем сына ее Марка - стихию беспрерывно сменяющихся, сталкивающихся душевных движений, порывов, стремлений. Поток этот глубок, опасен и подчас непостижим. Он сильнее воли и разума. Третья книга «Очарованной души» - «Мать и сын» - в большой степени насыщена конкретно-жизненным и даже общественно-политическим материалом. Действие романа происходит во время первой мировой войны, речь идет об особенно волновавших писателя общественных событиях, о кровавой бойне. Аннета - воплощение любви и сострадания, .объединяющая всех страдающих, всех терзающих друг друга, ослепленных ненавистью людей. Главной, а по сути дела, единственной - поскольку и народ заражается ядом ненависти - антивоенной силой оказывается Аннета. Как романтический символ, как созданный Ролланом образец, она возвышается не только над империалистической войной, но и над политической борьбой вообще. На переднем плане поэтому «приливы» и «отливы» чувств героев, история мучительных переживаний. Аннеты и Марка, связанная с проблемой внутреннего совершенствования героя. «Провозвестница» приобретает сходство с «Ярмаркой на площади», она близка публицистике Роллана 30-х- годов гневным, язвительным описанием буржуазной цивилизации. Но Роллан идет теперь дальше, чем в «Жан-Кристофе», в реалистическом осмыслении буржуазного общества. Роллан смог представить самый механизм общественной системы Франции. В сущность ее проникает прежде всего Аннета.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Ромен Роллан

Ромен   Роллан


Сочинение на тему Система образов в романе Ролана «Очарованная душа», Роллан



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. Описание внешности человека сочинение
  3. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  4. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Легко ли быть молодым
  7. Сочинение на тему Россия
  8. Сочинение на тему моя любимая фотография
  9. Мои увлечения сочинение
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение про друга
  13. Сочинение на тему экология
  14. Сочинение о животных
  15. Сочинение аленушка
  16. Сочинение на тему отцы и дети
  17. Образ Катерины в пьесе гроза
  18. Моя будущая профессия
  19. Сочинение капитанская дочка
  20. Любовь сочинение
  Ролан очарованная душа проблемаМобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия Детство сочинение Легко ли быть молодым