А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные» - сочинение



В романе затронуты общественно значимые социальные проблемы, поэтому по характеру он социальный. Кроме того, социальные процессы изображены через психологию героев, их мысли, стремления и переживания, а отсюда и глубокий психологизм. Итак, это ярко выраженный социально-психологический роман. Жанровая форма романа - достояние реалистического искусства. Величайшими мастерами романа стали О. де Бальзак, Стендаль,  Флобер, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой. В реалистическом полотне Афанасия Мирного и Ивана Билыка встречаются и романтические вкрапления, особенно в первом лирическом разделе «Полевая царевна». Академик Николай Жулинский: «История литературы доказала, что именно на судьбу романа чаще всего выпадает ответственная миссия служить ориентиром духовного прогресса народа и человечества. Роману принадлежит незаурядная роль в формировании идеалов, в обогащении духовного мира человека, в облагораживании его души». Композиция романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» сложная: он имеет четыре части, тридцать разделов. Основные сюжетные линии романа:

    * Семья и жизнь Чипки;
    * Семья и жизнь Максима Гудзя;
    * Григорий и его жена;
    * Господа Польские;
    * История села Пески.


 
Сюжетные линии то разворачиваются отдельно, то пересекаются. Все они развиваются на фоне общественно-исторических событий и тесно с ними связаны. Начало романа лирическое да еще и с интригой: в первом разделе («Полевая царевна») авторы знакомят нас с Чипкой, Галей, Мотрей, но кто они и чем живут - мы еще не знаем. А уже дальше рассказывается о родителях Чипки, его детстве и юности, а также о Григории и Христе. Первая часть преимущественно выполняет роль экспозиции. А вот вторая часть переносит читателя в далекую историю закрепощения села Пески, которая в основном развивается тремя сюжетными линиями: история села, семьи Максима Гудзя и господ Польских. Итак, первые две части - это фактически экспозиция и предыстория. Завязку авторы подали аж в третьей части, которая начинается разделом с выразительным названием «Нет земли», - здесь Чипка Варениченко теряет землю. Именно с этого момента и начинается напряженное развитие событий, которое достигает кульминации в эпизодах реакции Чипки на изгнание его из земства, в его духовном изломе. И сразу после кульминации идет развязка - уничтожение казацкой семьи Хоменко и арест главного героя. Особого внимания заслуживает вторая часть романа, которая обеспечивает ему панорамность, и вдобавок она наиболее самодовлеющая. Сквозь призму судьбы села Пески в ней показана более чем столетняя украинская история. Здесь речь идет о преобразовании казаков в «покорных волов». Упоминаются исторические события: отмена гетманщины, гайдаматчина, разрушение Сечи генералом Текелием, Очакова - турками, польское восстание под предводительством Костюшко, введение Екатериной ІІ крепостничества на землях Украины, восстание декабристов («тогда именно царская гвардия с масонами забунтовала…») и даже революционная волна 1848 г., которая прокатилась по Европе. Казацкая слобода Пески теряет свободу. Село отдают бывшему шляхтичу-поляку, который выслужился в русской армии до генерала. Крестьян же по принципу «разделяй и властвуй» делят на казаков и «генераловых». Во второй части повествование ведется по законам хроники. В нем появляются новые персонажи, как, например, последний сечевик Мирон Гудзь, чья тоска по воле передалась внуку Максиму. Из хроники Песков выныривает и история Чипкиного отца Ивана Варениченко, незаконнорожденного господского сына. Время от времени повествование приобретает сатирическую окраску. Именно в таком ключе изображается пренебрежительная по отношению к пещанским «хахлам» и «мазепам» генеральша и ее «кацапская» свита. Тем не менее, и сцены, в которых крестьяне унижаются перед нею, тоже не лишены горьких сатирических нот. Смиренность вызывает у авторов романа досаду. Соавторство Ивана Билыка сказалось, очевидно, в наполнении романа историческим и обществоведческим содержанием. Немало места во второй части отведено страницам, посвященным трудам и дням украинского крестьянина. Что касается персонажей, то на первый план здесь все заметнее выступает Максим Гудзь с его озорством, историей пребывания в «некрутах» (т.е. - в москалях) и потом возвращением в родное село. Вообще вторая часть сюжетно мало связана с тремя другими. «Привязкой» выступает то обстоятельство, что Максим Гудзь - отец Гали, будущей жены Чипки Варениченко. Существенным является также выход через ретроспекции на значительный исторический временной простор. В центре романа - образ Чипки. Его история занимает три части произведения. Чипка (Никифор) Варениченко - самый заметный, особенно детально изображенный образ революционера, бунтаря в отечественной литературе второй половины XIX ст. Афанасий Мирный и Иван Билык подробно проследили, как потенциально добрый, чуткий, честный и совестливый человек и его ярая революционность, мстительность неизбежно ведут к страшному моральному краху. Судьба, общество на самом деле крайне несправедливы к Чипке. Однако можно ли из-за этого потерять веру и мстить? Он избирает именно такой путь. Безвыходное обобщение «нет правды в мире» подсказывает ему прямо большевистскую идею: «Куда не глянь, где не брось, - всюду несправедливость и несправедливость! Когда бы можно, - весь бы мир виполонил (то есть выполол, уничтожил), а вырастил новый! Тогда бы, может, и правда настала бы!». Авторы подчеркивают, что, вопреки всему, Чипка мог сделать и другой выбор.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мирный > Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные»
Панас Мирный

Панас   Мирный


Сочинение на тему Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные», Мирный