А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мирный > Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные»
Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные» - сочинение
В романе затронуты общественно значимые социальные проблемы, поэтому по характеру он социальный. Кроме того, социальные процессы изображены через психологию героев, их мысли, стремления и переживания, а отсюда и глубокий психологизм. Итак, это ярко выраженный социально-психологический роман. Жанровая форма романа - достояние реалистического искусства. Величайшими мастерами романа стали О. де Бальзак, Стендаль, Флобер, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой. В реалистическом полотне Афанасия Мирного и Ивана Билыка встречаются и романтические вкрапления, особенно в первом лирическом разделе «Полевая царевна». Академик Николай Жулинский: «История литературы доказала, что именно на судьбу романа чаще всего выпадает ответственная миссия служить ориентиром духовного прогресса народа и человечества. Роману принадлежит незаурядная роль в формировании идеалов, в обогащении духовного мира человека, в облагораживании его души». Композиция романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» сложная: он имеет четыре части, тридцать разделов. Основные сюжетные линии романа: * Семья и жизнь Чипки; * Семья и жизнь Максима Гудзя; * Григорий и его жена; * Господа Польские; * История села Пески.
Сюжетные линии то разворачиваются отдельно, то пересекаются. Все они развиваются на фоне общественно-исторических событий и тесно с ними связаны. Начало романа лирическое да еще и с интригой: в первом разделе («Полевая царевна») авторы знакомят нас с Чипкой, Галей, Мотрей, но кто они и чем живут - мы еще не знаем. А уже дальше рассказывается о родителях Чипки, его детстве и юности, а также о Григории и Христе. Первая часть преимущественно выполняет роль экспозиции. А вот вторая часть переносит читателя в далекую историю закрепощения села Пески, которая в основном развивается тремя сюжетными линиями: история села, семьи Максима Гудзя и господ Польских. Итак, первые две части - это фактически экспозиция и предыстория. Завязку авторы подали аж в третьей части, которая начинается разделом с выразительным названием «Нет земли», - здесь Чипка Варениченко теряет землю. Именно с этого момента и начинается напряженное развитие событий, которое достигает кульминации в эпизодах реакции Чипки на изгнание его из земства, в его духовном изломе. И сразу после кульминации идет развязка - уничтожение казацкой семьи Хоменко и арест главного героя. Особого внимания заслуживает вторая часть романа, которая обеспечивает ему панорамность, и вдобавок она наиболее самодовлеющая. Сквозь призму судьбы села Пески в ней показана более чем столетняя украинская история. Здесь речь идет о преобразовании казаков в «покорных волов». Упоминаются исторические события: отмена гетманщины, гайдаматчина, разрушение Сечи генералом Текелием, Очакова - турками, польское восстание под предводительством Костюшко, введение Екатериной ІІ крепостничества на землях Украины, восстание декабристов («тогда именно царская гвардия с масонами забунтовала…») и даже революционная волна 1848 г., которая прокатилась по Европе. Казацкая слобода Пески теряет свободу. Село отдают бывшему шляхтичу-поляку, который выслужился в русской армии до генерала. Крестьян же по принципу «разделяй и властвуй» делят на казаков и «генераловых». Во второй части повествование ведется по законам хроники. В нем появляются новые персонажи, как, например, последний сечевик Мирон Гудзь, чья тоска по воле передалась внуку Максиму. Из хроники Песков выныривает и история Чипкиного отца Ивана Варениченко, незаконнорожденного господского сына. Время от времени повествование приобретает сатирическую окраску. Именно в таком ключе изображается пренебрежительная по отношению к пещанским «хахлам» и «мазепам» генеральша и ее «кацапская» свита. Тем не менее, и сцены, в которых крестьяне унижаются перед нею, тоже не лишены горьких сатирических нот. Смиренность вызывает у авторов романа досаду. Соавторство Ивана Билыка сказалось, очевидно, в наполнении романа историческим и обществоведческим содержанием. Немало места во второй части отведено страницам, посвященным трудам и дням украинского крестьянина. Что касается персонажей, то на первый план здесь все заметнее выступает Максим Гудзь с его озорством, историей пребывания в «некрутах» (т.е. - в москалях) и потом возвращением в родное село. Вообще вторая часть сюжетно мало связана с тремя другими. «Привязкой» выступает то обстоятельство, что Максим Гудзь - отец Гали, будущей жены Чипки Варениченко. Существенным является также выход через ретроспекции на значительный исторический временной простор. В центре романа - образ Чипки. Его история занимает три части произведения. Чипка (Никифор) Варениченко - самый заметный, особенно детально изображенный образ революционера, бунтаря в отечественной литературе второй половины XIX ст. Афанасий Мирный и Иван Билык подробно проследили, как потенциально добрый, чуткий, честный и совестливый человек и его ярая революционность, мстительность неизбежно ведут к страшному моральному краху. Судьба, общество на самом деле крайне несправедливы к Чипке. Однако можно ли из-за этого потерять веру и мстить? Он избирает именно такой путь. Безвыходное обобщение «нет правды в мире» подсказывает ему прямо большевистскую идею: «Куда не глянь, где не брось, - всюду несправедливость и несправедливость! Когда бы можно, - весь бы мир виполонил (то есть выполол, уничтожил), а вырастил новый! Тогда бы, может, и правда настала бы!». Авторы подчеркивают, что, вопреки всему, Чипка мог сделать и другой выбор.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Панас Мирный

Панас   Мирный


Сочинение на тему Система образов в романе «Разве ревут волы как ясли полные», Мирный



Больше всего просматривают

  1. В чем смысл жизни сочинение
  2. Сочинение на тему мама
  3. Детство сочинение
  4. Сочинение про войну
  5. Смысл названия Романа отцы и дети
  6. Сочинение на тему моя любимая фотография
  7. Сочинение 4 класс
  8. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  9. Сочинение на тему космос
  10. Письмо маме
  11. Сочинение на тему эссе
  12. Образ Катерины в пьесе гроза
  13. Моя будущая профессия
  14. Сочинение на тему описание местности
  15. Любовь сочинение
  16. Сочинение на тему весна
  17. Что такое счастье сочинение?
  18. Образ Тараса бульбы
  19. Образ Карла 12 в поэме Полтава
  20. Образ