А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Европейские просветители и Г С Сковорода - сочинение

Изучая западноевропейскую литературу эпохи Просвещения в 9 классе, проводя литературные параллели, нельзя не вспомнить в школьной аудитории имя великого украинского просветителя, философа и писателя Григория Савича Сковороды. Его мировоззренческие идеи, высказанные в ряде литературных произведений, философских работах, были созвучными западноевропейской мысли XVIII ст., в частности взглядам просветителей на социальную действительность, человека и его природу и духовный потенциал, проблему возможного обновления мира и утверждения идеалов ума и справедливости, а итак, достижения общего добра и всемирной гармонии. На этих социальных, моральных и эстетичных идеалах просветителей следует остановиться уже на обзорном уроке, когда учитель в лекционном изложении будет подавать общую характеристику эпохи Просвещения, его ведущих идей.

Нужно сделать ударение на том, что XVIII ст. считают эпохой философии, поскольку именно эта наука сыграла ведущую роль в духовной жизни европейских стран, в том числе и Украины. Философия определила сознание народа, входя во все сферы жизни общества, влияя на социальный и культурный фон эпохи. Следует назвать имена ведущих философов, чьи мысли, убеждения были восприняты на Западе. Это английские философы-моралисты Джон Локк, Энтони Эшли Купер Шефтсбери, Френсис Хатчесон, Давид Юм и другие. Все они (как и писатели) огромное значения предоставляли уму, который считали основным критерием в оценке действительности и средством преобразования человека и мира на лучшее.

Так, Джон Локк, решительно отбрасывая теорию врожденных идей Декарта, единственным источником знаний провозглашал опыт, который сыграет большую роль в процессе формирования человека. Э. Шефтсбери отстаивал приоритет морального начала, которое присуще человеку от рождения. Он утверждал “красоту сердца”, “красоту чувств”, “красоту характера” человека. Красоту и добро считал средством духовного преобразования мира. Во многом созвучные и вместе с тем самобытные идеи находим и у украинского философа, писателя Г. С. Сковороды.

Какими были взгляды Г. С. Сковороды на человека и его природу? В отличие от Д. Локка, который считал человека и его ум чистой доской, на которой опыт оставляет свои письмена, Сковорода рассматривал человеческую природу как свод добрых и одновременно злых начал, но призвал открыть и развить в себе “царство Бога”. Из этой мысли вытекает теория самопознания и богопознания. Великий украинский философ призвал познать себя и найти в себе зародыши добропорядочности, иначе говоря, открыть царство Бога. Для этого нужно, по его мнению, найти согласие с Богом, и тогда приобретешь душевный покой и счастье.

Перу Г. С. Сковороды принадлежит пособие “Входные двери к христианской добропорядочности для молодого шляхетства Харьковской губернии”. Кое-что из него нужно привести в подтверждение вышеупомянутого: “Мы не знаем, где искать Христа… Иные ищут его на голубом небе, на солнце, на луне, по всем мирам великого астронома Коперника. Нет его и там! И где же он?.. Ангел на сие отвечает: “…ты его не знаешь и не видел, так как не ищешь у себя самого”. Царство Бога в нас самих. Счастье - в сердце, сердце - в любви, любовь -       в законе Вечного. Как хочешь быть счастливым, не ищи своего счастья по Иерусалимах! …счастье дается всюду и всегда даром. Оно не зависит ни от Земли, ни от неба. Что оно такое? Сие есть Бог… Он и есть наше счастье”. Далее ученики получают задачу привести примеры из художественных произведений Г. С. Сковороды в подтверждение этих мыслей.  Скажем:

    * Кто сердцем чист и душой,
    * Не нужна тому броня,
    * Не нужен и шлем на шею,
    * Не нужна ему война.
    * Непорочность - это его броня,


 
* И невинность - алмазная стена, * Щит, меч и шлем ему сам бог! * Где же есть прекрасный град? * Сам ты град, с души вон выгнав яд, * Святому духу храм и град * (”Чистый можешь быть собой”). Поэзия воспевает чистоту души и сердца, человеческую непорочность. Это наибольшие добродетели человека, которые придают ему твердую веру в Бога. Поэтому необходимо ухаживать за своим “садом” души, не дать ему засохнуть. Идея сродной работы утверждается в басне “Пчела и Шершень”, где изображаются неутомимые пчелы, которые постоянно работают, собирая мед, и имеют удовлетворение от того. Шершень же далек от понимания удовлетворения от работы. Он пользуется плодами работы других, проводя жизнь паразитическую. Автор утверждает, что работа должна стать для человека естественной потребностью. Только тогда жизнь приобретет смысл и красоту. В работе человек расцветает, а в безделье деградирует: “Нет мучительнее, как болеть мыслями, а болят мысли, лишаясь сродного дела. И нет радостнее, как жить по натуре. Сладок здесь труд телесный, терпенье тела и сама смерть его тогда, когда душа, владычица его, сродным услаждается делом. Или так жить, или должен умереть”. В чем же Г. С. Сковорода видел цель жизни человека? Целью жизни человека является внутреннее самопознание. По мнению ученого, начав с самопознания, человек обязательно придет к богопознанию, так как в каждом человеке есть Бог. И наоборот, познав Бога, человек познает самого себя. Такой процесс приводит человека к познанию мира в целом, законов вечности. Средством достижения высокой цели является ум и вера, которые и ведут человека путем счастья и добропорядочности, - отвечают ученики. Западноевропейские просветители, предоставляя первостепенную роль уму, также считали, что его идеи способны изменить человеческую натуру, а через нее - и весь мир. Поэтому они выступали за обновление жизни, утверждение новых идеалов и ценностей, новых отношений между людьми. Средствами распространения идей ума, способных изменить мир и человека, просветители считали литературу и искусство, которые учили мыслить, влияли на чувства, формировали сознание нового человека. Это подтверждают произведения Дж. Свифта, Д. Дефо, Филдинга. Скажем, Д. Дефо в романе “Робинзон Крузо” воплотил просветительскую идею активного отношения человека к жизни, поисков путей ее усовершенствования, преобразования. Попав на безлюдный остров, главный герой романа Робинзон не испугался и не утратил веру. Он подчинил обстоятельства собственному уму, борясь за существование. Писатель прославил мужество и работу героя, благодаря которым он не просто выжил, а и морально усовершенствовался. Пребывание на острове пробудило в герое наилучшие качества характера - искренность, трудолюбие, способность быть естественным, оставаться верным себе во всех действиях, чувствах, желаниях. Таким образом, экстремальные условия стали не только критерием определения физической силы Робинзона, а, прежде всего, его моральных качеств. Далее рассмотрим вопрос отношения просветителей к существующей социальной действительности: Западноевропейские просветители осуждали существующий общественный порядок как неразумный и были убеждены в том, что можно изменить жизнь (мир) к лучшему с помощью идей, просвещения людей, их умственного развития и морального воспитания. Поэтому в своих произведениях писатели этой эпохи подвергали критике несовершенный общественный порядок, социально-политические институты и выдвигали новые, умные, основы перестройки общества. Скажем, Дж. Свифт во всем известном романе-путешествии “Путешествия Гулливера” разоблачил социальные порядки английского общества, недостатки людей, осудил тогдашнюю науку, образование, государственное устройство, утвердив необходимость поисков путей развития общества и усовершенствования духовной природы человека. Свифт не просто осуждает короля, министров, существующие партии тори и вигов, а и дает советы, предлагает реформы, чтобы бы просветить людей и улучшить условия их жизни и саму жизнь. Писатель верил в возможности людей найти в себе силы подняться к духовным идеалам.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Европейские просветители и Г С Сковорода. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сковорода > Европейские просветители и Г С Сковорода
Григорий Сковорода

Григорий   Сковорода


Сочинение на тему Европейские просветители и Г С Сковорода, Сковорода