А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ современника в отечественной прозе - сочинение


В отечественной литературе девяностых годов преобладает жанр детектива и любовного романа. В такой литературе трудно найти яркий, запоминающийся образ современника. А вот проза 70-80 годов еще сохраняет литературные традиции начала и середины ХХ века. В эти годы наблюдается расцвет творчества В. Астафьева, В. Распутина, Ч. Айтматова и многих других. Их герои являются современными людьми, не обязательно только положительными. Это люди, в которых мы часто видим себя и окружающих. Взять хотя бы рассказ В. Астафьева «Царь-рыба». Главным героем является Игнатьич. На первый взгляд, очень хороший человек. Он в поселке Чуш признан лучшим рыбаком и все с этим согласны. Но к своим односельчанам он относится «с некой долей снисходительности и превосходства», хотя этого не выказывает. Игнатьич «ко всем внимателен, любому приходит на помощь». Был он на удивление чистоплотен и аккуратен. Причем не женина заслуга в этом, а его собственная. Он и руки с мылом помоет после ремонта, и лодку свою, если вдруг запачкает.

Запасливый, предусмотрительный мужик, этот Игнатьич. Ну, все у него хорошо и все у него ладно. Вот только с братом ему не повезло. Командор совершенно противоположный брату человек. В семье у него все плохо: жена пилит днями и ночами после смерти дочери. Да и на рыбалке не очень-то все гладко. Он «всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата». И будучи «с мозглятинкой - гнильцой самолюбия», не скрывал своей неприязни к нему. Однажды их натянутые отношения чуть было не «порвались».

Командор, которому показалось, что старший брат ухмыльнулся на его неудачи, схватил ружье и хотел было выстрелить, да был устыжен Игнатьичем. Эти семейные неурядицы, думается, взяты из современной жизни. Людям, живущим в одном селе, вышедшим из одного дома, но которые теперь разошлись, не так-то просто снова сойтись. Самолюбие губит Командора, и он чуть ли не опускается до братоубийства. Образ современника не приукрашен. Часто герой находится в конфликте со всеми окружающими. Таков и Командор. Все шептались о его семье и преступной горячности, «жена глаз не могла на улицу казать». Но и Игнатьич не так-то просто. Поймав «царь-рыбу», великолепного осетра, глаза героя вдруг загораются жадностью. Он не хочет делить на троих два ведра икры. Самое интересное в том, что он сам удивляется своему поведению: «Вот она, вот она, дрянь-то твоя и выявилась! Требуха-то утробинская… с мозглятинкой, стало быть, и вывернулась!..»


 
Выходит, недалеко он от брата-то ушел. Окончательное развенчание образа Игнатьича происходит в смертельно опасный для его жизни момент. Оказавшись в собственной ловушке - на крючке - рядом со своей жертвой, он вдруг осознает, что это наказание за грех, совершенный им в юности. Он, по наущению «добрых» людей, отпорол изменившую ему Глашку Куклину. Теперь он окончательно осознал, что был не прав: «Не зря сказывается: женщина - тварь божья, за ней и суд, и кары особые. Природа, она брат, тоже женского рода!» Значит, ее тоже нельзя обижать. А Игнатьич обидел - покусился на «всей природы царя» -царь-рыбу. За это его и наказывает жизнь. Теперь обратимся к другому писателю, чье творчество относится ко второй половине ХХ века. Это В. Распутин. Герои его произведений обычно не касаются в своих разговорах общечеловеческих проблем. Они смотрят на жизнь из окна своего дома. Но мастерство Распутина, как раз и состоит в том, что герои это не просто отдельные личности, имеющие прототипы в реальной жизни, а обобщенный образ всего русского народа. И проблемы отдельного села или человека становятся общими для всей России. В повести «Живи и помни» писателем ставится проблема нравственного выбора и совести на примере жизни простого деревенского мужика, который дезертирует после ранения на фронте. Сначала он и не хотел дезертировать, он просто соскучился по близким - жене, матери. Но, придя в родной край, герой остается - слишком сладко было ощущение безопасности, хоть и временное, ведь если бы его поймали, то расстрел был бы неминуем. Так он делает выбор между двумя смертями: героической в бою, и позорной в тылу. Бегство Андрей выбирает потому, что это обещает хоть какой-то момент счастья перед смертью. Автор не выносит прямого приговора Андрею за предательство, он не показывает его смерти, потому что это было бы слишком легко. Ужас поступка раскрывается опосредовано, через судьбу жены. Настена кончает жизнь самоубийством, потому что понимает, что быть беременной женой дезертира - позор. Она никому не может сказать, что ребенок от мужа, ведь тогда его поймают и расстреляют. Перед ней тоже возникает проблема выбора между позорной жизнью и очищающей смертью. У нее, в отличие от трусливого, эгоистичного мужа, есть совесть и понятие о чести. Ее смерть становится укором Андрею, но и после этого он не понимает, что поступил ужасно, своим дезертирством погубив не только себя и семью, но и своего будущего ребенка. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий складывается из противоречивых качеств: это и благородный солдат-труженик, и трусливый эгоист или карьерист. Положительных образов, конечно больше. Писатели, создавали на страницах своих произведений настоящих мужественных людей. Это связано с особенной чертой литературы последнего десятилетия - идеей гуманности. Самое интересное, что героями произведений все чаще становилась женщина: кроткая, верная и сильная, способная на самопожертвование.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ современника в отечественной прозе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на свободную тему > Образ современника в отечественной прозе
Сочинения на свободную тему

Сочинения на свободную тему


Сочинение на тему Образ современника в отечественной прозе, Сочинения на свободную тему