А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Сумароков > Лирические мотивы в творчестве Сумарокова
Лирические мотивы в творчестве Сумарокова - сочинение
Лирическая струя в творчестве Сумарокова (в том числе и в его трагедиях!) была связана прежде всего с любовной темой. Несли условный мир любовных утех, предусмотренных поэтикой классицизма, воспроизводился им в традиционных жанрах идиллии и эклоги, то мир искренних душевных переживаний раскрылся в его песенном творчестве. Не получивший благословения французского законодателя классицизма Буало, жанр песни как раз сыграл немалую роль в развитии русской поэзии. Это справедливо отметила Л. И. Кулакова: «Допуская на классический Парнас песню, Сумароков открыл путь в поэзию «обыкновенному человеку» как личности и ускорял возможность дальнейшего движения литературы на пути к сентиментализму и предромантизму». Как уже было отмечено, Сумароков в своем творчестве (прежде всего в песенном жанре) сумел представить многообразную и сложную гамму любовных переживаний. И это было не случайным, а закономерным явлением:- поэт был убежден, что «любовь-источник и основание всякого дыхания, а вдобавок сему - источник и основание поэзии». Сумароков чаще всего воспроизводил драматические любовные ситуации: разлуку, измену, безответную любовь, драму возрастного несоответствия в законном браке, трагические последствия невенчанной любви и т. п. Убедительные доказательства глубокой любви лирического героя приведены в одной из песен. Этот влюбленный страдает не только от разлуки с любимой (к тому же в ее верности у него никаких сомнений нет). Его «тоску сугубят» и «умножают жар» ее «воздыханье» и «слезы», вызванные тоже разлукой. Такая любовь может исчезнуть только со смертью героя: * Знай, что по тебе я в сей страдаю муке, * Помня верность и любовь твою. * Не услышишь вечно, что я переменился, * Или б не грустил, тебя забыв, * Но, хотя тебя я уже и лишился, * Твой, мой свет, покамест буду жить. Любовь у Сумарокова оказывается сильнее рассудка («Вся кровь бунтуется, ум страсти уступает, Рассудок мой погиб…»), она захватывает всего человека, и он же не властен над ней даже тогда, когда, кроме страданий, она ничего не приносит («Ты хотя меня забыла, мне нельзя тебя забыть. Я изменой за измену не могу тебе платить»). Искренность и нравственное начало в любовной лирике поэта во многом обусловлены связью се с народной песнью. И нет необходимости сводить эту связь только к частичной «стилизации» под фольклор, к использованию лишь некоторых средств и выражений из арсенала народного творчества. Еще задолго до романтиков «ортодоксальный» классицист Сумароков начал поиски национальных форм искусства, глубоко убежденный в том, что «природное чувствия изъяснение есть лучшее» («О стихотворстве камчадалов», 1759). В контексте одной из стереотипных в последующем тем романтизма (прощальные раздумья поэта) должно найти свое место одно из ранних стихотворений Сумарокова, где «несчастный» призывает свою возлюбленную посетить его будущую могилу: * Внемли, несклонная, мой томный глас внемли * И по конце моем на месте той земли, * Где будет тлеть мой прах, взгляни на гробный камень, * Вздохни, вообрази, как зрак твой был мне мил, * И молвь: «Я помню то, как он меня любил Встречаются у Сумарокова произведения, где объектом творчества становится субъект, т. е. подлинные эпизоды биографии поэта и связанные с ними переживания. Если бы мы захотели восстановить в общих чертах творческий путь поэта, то смогли бы это сделать (не обращаясь к трудам историков литературы) по его элегии 1768 года «Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!..» Начал Сумароков не вполне удачно с жанра оды («Крылатый мне там конь был несколько упорен»), но преуспел в любовных песнях («Эрата перва мне воспламенила кровь, Я пел и нежную любовь»). В другом стихотворении («Жалоба», начало 1770 годов) самолюбивый поэт не постеснялся поведать своим почитателям о своей крайней материальной нужде:
* Слаба отрада мне, что слава не увянет, * Которой никогда тень чувствовать не станет. * Какая нужда мне в уме, * Коль только сухари таскаю я в суме? * На что писателя отличного мне честь, * Коль нечего ни пить, ни есть? Негодованием преисполнен писатель в элегии «Все меры превзошла теперь моя досада…» (1770), написанной в связи с провалом постановки «Синава и Трувора» при прямом подстрекательстве московского главнокомандующего П. С. Салтыкова. Включение Сумароковым в структуру некоторых стихотворений событий из собственной жизни предвосхищало одно из основных художественных открытий Державина, а в повышенной авторской экспрессии в них предугадывалась одна из ведущих тональностей романтического стиля. Сумароков, объявивший своим творческим стезю: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану!» - и на деле осуществлявший его в течение всей своей жизни, одним из первых стал готовить почву для русского дворянского варианта «руссоизма». Так, еще в 1759 году в письме «О красоте природы» читателю было предложено следующее лирическое излияние: * «Оставь меня, мой друг, в моем уединении и не привлекай меня видеть великолепие города и пышность богатых… Огромные здания, потолки и стены, испещренные живосписыо, мраморные полы, сады, бьющие кверху и многою хитростью понуждаемые ключи: все то, на что в городе смотрят люди, с удивлением нахожу я здесь не в подражании, но в естестве. Какое здание столько меня удивить может, как огромная вселенная? Какой потолок прекраснее свода небесного, с которого блистает луна и пригвожденные к небу звезды блестят перед очами моими? Какие стены могут быть толь украшены, как роща и дубрава?.. Какая музыка может уподобиться пению прославляющих свободу птичек?.. Приятней мне вечер на бережках журчащих и по камушкам быстро текущих потоков сладко утомляет мысли и радостно возбуждает сердце… Притворства я здесь не вижу. Лукавство здесь неизвестно. Одевался я, как мне покойно, говорю и делаю, что я хочу, и в поведении своем, кроме себя, никому не даю отчета. Что делается на свете, я знать не любопытствую, и удалившая света в простоте и в моем уединении обретаю время златого века». Здесь мы сталкиваемся с искренним восхищением естественной природой, с воспроизведением эмоционально-личностных переживаний освобожденного от общества авторского «я». Это противопоставление свободного пребывания человека в естественных условиях, на лоне природы, его жизни в городе (как символа цивилизованного общества) с его лживостью, лицемерием, «железными» законами общежития продолжается и в последующем творчестве писателя (см., например, его эклоги 1771-1774 годов). Наиболее энергично по этому поводу Сумароков высказался в оде духовной «О люблении добродетели» (около 1768 года): * О люты человеки! * Преобратили вы златые веки * В железны времена * И жизни легкости в несносны бремена. * Сокроюся в лесах я темных * Или во пропастях подземных. * Уйду от вас и убегу, * Я светской наглости терпети не могу… Антитеза «златого века» современной действительности и разочарование во всемогуществе разума, наметившееся в некоторых произведениях Сумарокова, значительно большей степени достигли в творчестве М. М. Хераскова и его молодого окружения. Сумароков мог порою увести своего читателя на лоно природы, но это диктовалось его стремлением нагляднее выявить отрицательные стороны окружающего социального бытия, чтобы продолжить с ними решительную борьбу, отнюдь не превращая «златой век» в необходимую норму общежития во все времена. Он мог иногда усомниться в возможностях и роли разумного начала в жизни общества, но он вряд ли выступил бы с осуждением или признанием бесполезности, а тем более вреда разума.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Сумароков

Александр  Сумароков


Сочинение на тему Лирические мотивы в творчестве Сумарокова, Сумароков



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Смысл названия Романа отцы и дети
  7. Сочинение на тему Россия
  8. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  9. Мои увлечения сочинение
  10. Дубровский сочинение
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Сочинение про друга
  14. Сочинение на тему экология
  15. Сочинение аленушка
  16. Живое пламя сочинение
  17. Образ Катерины в пьесе гроза
  18. Сочинение про маму
  19. Сочинение капитанская дочка
  20. Сочинение на тему милосердие
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия