А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Тургенев > Оценка итогов человеческой жизни в «Записках охотника»
Оценка итогов человеческой жизни в «Записках охотника» - сочинение
В мае 1853 г., через год после подготовки к печати «Записок охотника», Тургенев пишет новый охотничий очерк «Поездка в Полесье». В нем тема охоты снова стала для писателя поводом к тому, чтобы высказаться по более значительным вопросам. Но основной проблемой очерка являются теперь не социальные отношения крестьян и помещиков, а отношение отдельной человеческой личности к жизни природы. Автор осознает это отношение глубоко пессимистически, и этот пессимизм вытекает, несомненно, из кризиса его социального самосознания. Он выражает горькое сожаление о том, что жизнь так «бесследно ушла», что «жажда счастья», которой он жил в молодости, его обманула. И он оценивает теперь всю свою жизнь как «бедную горсть пыльного пепла», находит в самом себе «холодное, неподвижное, ненужное нечто» и с отчаянием сознает, что «нет надежды, нет возврата». Столь горькую оценку итогов своей жизни в обществе автор обосновывает теперь своеобразной философией природы. Оказывается, что только «тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений, равновесие здоровья в каждом отдельном существе» является «неизменным законом» природы и что, наоборот, «все, что выходит из-под этого уровня… выбрасывается ею вон, как негодное». Таким незаконным проявлением жизни оказываются и «дерзостные надежды и мечтания молодости». И только перед лицом неизменной природы, видя «холодный, безучастно устремленный на него взгляд вечной Изиды», человек сознает это, «чувствует свою слабость, свою случайность - и с торопливым, тайным испугом обращается он к мелким заботам и трудам жизни…». Такое понимание человеческой жизни было проявлением умонастроений социального пессимизма, усилившихся у Тургенева после событий 1848 г. и находившихся в противоречии с его передовым либерально-просветительским мировоззрением. Выражая эти умонастроения в своем очерке, Тургенев перекликался отчасти с некоторыми литературными представителями консервативно-дворянского лагеря. Особенно тесно сближался он с философской лирикой Ф. И. Тютчева, в которой поэт первооснову бытия видит в «бездне», «хаосе» природы, поглощающей все личное, и считает мимолетными и эфемерными как дерзания человеческого ума, так и порывы личного чувства. «Натурфилософия» Тургенева пока еще не выходила за пределы реального. Но она заключала возможность перехода от признания «таинственных» законов природы к их объективно-идеалистическому истолкованию. Это и сказалось вскоре, когда в последние годы николаевской реакции пессимистические настроения писателя усилились и углубились.
Летом 1856 г. Тургенев написал повесть «Фауст», в которой попытался дать своему философскому самоотрицанию мотивировку, граничащую с мистицизмом. По основной мысли эта повесть близка к «Поездке в Полесье». Не исполнение «любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, - исполнение долга, вот о чем следует заботиться человеку», - такой вывод главный герой и рассказчик «Фауста», идейный воспитанник все тех же кружков 30-х годов, делает из всего, что произошло с ним в личной Жизни. А само происшествие - внезапную смерть любимой женщины, никогда не знавшей глубоких, романтических переживаний л вдруг испытавшей их, - он осознает как вмешательство в жизнь людей неведомых, потусторонних сил, как «тайную игру судьбы, которую мы, слепые, величаем слепым случаем». «Я многому верю теперь, чему не верил прежде», - признается герой «Фауста». Так проявилась в творчестве Тургенева общественная реакция, вызванная событиями 1848 г. и последующих лет. Это была своего рода «духовная драма», хотя и совсем иная, чем у Герцена. Подобно Герцену, Тургенев вскоре смог ее преодолеть. Большие перемены, происшедшие в русской политической жизни в 1856-1857 гг., вызванный ими новый общественный. подъем привели к значительным изменениям в идейных настроениях Тургенева. Сильные стороны его мировоззрения снова получили преобладающее значение, и это привело писателя к новым творческим достижениям. Однако общественная жизнь в стране была теперь не та, что в 40-е годы. Общий кризис старого строя уже наступил и был осознан как его защитниками, так и его врагами. Силы, сознательно враждебные всему помещичьему строю, значительно возрастали. Уже складывалось революционно-демократическое движение, начавшее в условиях ослабевшего цензурного гнета своего рода идейный штурм этого строя во имя освобождение трудящихся масс. Тургенев, часто встречавшийся в редакции «Современника» с Чернышевским, а затем и с Добролюбовым, сознавал глубокое несоответствие и противоречие между своими взглядами и взглядами революционеров-демократов. И он пытался как-то определить свои идеалы в противовес идеалам демократов, вносивших во все области умственной жизни пугавшую его идею крестьянской революции и сознательно идущих на раскол с либеральным движением.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Тургенев

Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Оценка итогов человеческой жизни в «Записках охотника», Тургенев



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Мои увлечения сочинение
  3. Горе от ума сочинение
  4. Письмо маме
  5. Сочинение на тему мой лучший друг
  6. Сочинение живое пламя
  7. Есенин Русь анализ
  8. Я гражданин своей страны
  9. Мальчик звезда анализ
  10. Рыбаков кортик сочинение
  11. Сочинение на тему экология
  12. Сочинение про лето
  13. Культурный человек сочинение
  14. Достоевский бедные люди сочинение
  15. Сочинение на тему моя профессия
  16. Роль книги в жизни человека
  17. Я убит подо ржевом анализ
  18. Если бы я была учителем сочинение
  19. Сочинение наш класс
  20. Образ аси в повести Тургенева
  Сочинение как ты оцениваешь человеческую жизньМобильная версия