А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Камю > Первое произведение А Камю «Калигула»
Первое произведение А Камю «Калигула» - сочинение
“Калигула”. Первым произведением А. Камю, где используется набор экзистенциалистских инструментов, является пьеса “Калигула” - “трагедия интеллекта”, “трагедия прозрения”, “трагедия верховного самоубийства”. Кровавый античный тиран превратился у Камю в настоящего “трагического героя”, сама античность вписана в “трагический климат” XX ст., а история Калигулы пересматривается на экзистенциалистский порядок. В январе 1939 г. Камю завершает первую редакцию пьесы. В марте того же года он присылает рукопись “Калигулы” во Францию директору журнала “Ля нувель ревю франсез”. Тот был растроган произведением, однако начались военные события, которые помешали выходу трагедии в свет. Вторую редакцию пьесы Камю сделал в 1944 г., включив в нее мысли, подсказанные ему опытом войны и участием в движении Сопротивления, и переработав финал. А в 1945 году “Калигулу” было впервые поставлено (театр Эберто в Париже). Главную роль выполнял Жерар Филип, актерский талант которого впервые раскрылся по-настоящему именно в “Калигуле”. В 1947 г. Камю создает третью редакцию пьесы, а последние изменения, которые имели сугубо сценический характер, автор вносит в 1958 г. Историю жестокого, вульгарного, полусумасшедшего римского тирана Камю нашел в известной книге историка Светония “Жизнь двенадцати цезарей” (120 г. н. э.). Однако описанный Светонием Калигула воспринимался Камю, прежде всего как символ абсурда, который ворвался в жизнь и превратил Рим за три года своего правления в город грусти и слез. Трагедия Камю начинается изображением обеспокоенных патрициев. Уже три дня, как из Рима исчез молодой император. Причина этого - смерть сестры и возлюбленной Калигулы Друзиллы (у Светония, кстати, также содержится описание того, как “не в силах вынести горя, он неожиданно исчез из Рима”, достиг Сиракуз и так же неожиданно вернулся). Из разговоров патрициев понятно, что молодой Калигула - совсем не жестокий тиран, а больше интеллектуал, который может напомнить нам принца датского Гамлета, “совестливый и неопытный”. Этот “мальчик”, по словам Хереа, старшего друга и наставника Калигулы, “чрезмерно любился в литературе”. Это - “император-творец”. Но вместе с этим сенаторы понимают, что “Калигула несчастен, тем не менее он, наверное, и сам не знает почему! Несомненно, ощутил, что попал в глухой угол, и хочет убежать”. Но вот появляется сам Калигула. Он мокрый и грязный, его глаза блуждают. Что-то явно произошло в его душе, какой-то переворот изменил императора за три дня отсутствия в Риме. Соприкоснувшись со смертью любимой, он прозревает: Калигула. Мир, такой, как он есть, - невыносимый. Мне нужно получить луну, или счастье, или бессмертие - безразлично что, пусть оно будет и обманное, лишь бы относилось к другому миру. Пройдя через страшные мучения и страдания, Калигула сознает совсем простую, казалось бы, истину: “Люди умирают и потому они несчастны”. Калигула постигает призрачный характер всего сущего, абсурдность жизни, и он начинает протестовать против “декораций” бытия, против человеческой покорности жить “ненастоящей” жизнью, против фальши и вранья здравого смысла окружающих. Целью императора становится невозможное: “я хотел снять с неба луну”. А если абсурдная жизнь не имеет высшего смысла, то, значит, “все разрешено”. Можно сказать, что Калигулу, по выражению одного из персонажей Достоевского, “съела идея”, и он является таким же “одержимым” господствующей внутри него идеей, как Раскольников и Иван Карамазов, Шатов и Кириллов, Петр Верховенский и Ставрогин. Недаром Кезония (жена императора) говорит, что “Калигула видит только свою идею”. Имея неограниченную власть, Калигула прибегает к кровавому эксперименту, который он скромно именует “педагогикой”. Его свобода является безграничной, и он, считая, что быть свободным - значит убивать, старается научить такой свободе своих подчиненных:
Калигула. Мир ничего не значит, и кто это признает, приобретает свободу.. Радуйтесь, что к вам, в конце концов, пришел император… Идите, известите Риму, что он получит в конце концов свободу, и вместе с ней начинаются большие испытания. Калигула Камю очень далек от своего исторического прототипа, зато как это созвучно с лозунгами, которые старались воплотить в жизнь калигулы XX века! Складывается впечатление, что если бы Калигула на какой-то литературной машине времени оказался среди героев Достоевского, он бы чудесно объяснился, например, с Петром Верховенским, который говорил: “Все до единого знаменателя, полное равенство”. Тысячу раз прав был выдающийся немецкий поэт Гельдерлин: “Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытка человека превратить его в земной рай”. Три года проходит после “прозрения” Калигулы. Три года он уже воплощает на практике свою “красивую” теорию. Если в начале пьесы патриции откликаются об императоре как о совестливом и неопытном интеллектуале, то теперь это, по их словам, “трус”, “циник” и “шут”. Калигула методически “оскорбляет их достоинство”, демонстративно издевается над ними. У одного патриция он отобрал имение, у второго - убил отца, у третьего - сына, у четвертого - отобрал жену и загнал ее в дом разврата. Патриции хватаются за оружие, бегут к выходу из дома Хереа, где они собрались. Однако Хереа останавливает их порыв. Он понимает, то восставшими руководит лишь страх, и мятеж этих жалких и льстивых людей является преждевременным. В отличие от патрициев, мудрый Хереа глубоко понимает настоящие мотивы преступных действий императора, сознает, что это не просто “безумный” правитель. Хереа ясно понимает, что Калигула - не простой убийца. Он убивает не из-за своей садистской жестокости, а из-за философского принципа быть последовательным и “логичным” до конца. Хереа справедливо говорит, что Калигула “выразил свою философию в трупах, и, на беду, эта философия не знает разногласий”. Так, Хереа целиком согласен с патрициями, что нужно действовать, бороться с ним - тем, кто “стал на место чумы”. Но время еще не настало. Одно за другим осуществляет Калигула свои “логические”, философские преступления. Убивая, он утверждает собственную свободу, которая строится на костях других. У Светония речь идет о том, что Калигула искусственно организовал голод. У Камю император откровенно провозглашает: “Завтра будет голод”. И это также - составная часть его “педагогического эксперимента” Калигула. Весь мир знает, что такое голод, - это наказание. Завтра будет наказание… И я остановлю его, когда мне захочется… В конце концов, у меня немного средств доказать свою свободу. Свобода всегда бывает за чужой счет. Это досадно, но так оно и есть. Калигула считает себя выдающимся “просветителем”, ведь он старается просветить слепцов, которые окружают его. Император хочет доказать им, что смерть - вездесуща. Восстав против смерти, он сам сеет смерть. Калигула-просветитель раскрывает людям “небольшие секреты”: “Люди умирают, так как виновны. Виновны, так как так решил Калигула. И Калигула решает за весь мир”. Идет время. Преступления Калигулы продолжаются. Но в мире ничего не изменяется. Калигула начинает понимать, что луна никогда не будет принадлежать ему. Он сознает, что зашел в безысходность: “Я не нашел истинного пути. Моя свобода была неполная”. В последних сценах трагедии он выглядит обреченным, его поведение напоминает долговременное самоубийство. Зная о том, что против него готовится мятеж, Калигула не делает ничего, во избежание гибели, в последний раз он бросает ретроспективный взгляд на свою жизнь, в которой он сознательно “избрал счастья убийств”: “Я живу, я убиваю, утверждаю пьянящую всесобственность разрушителя, перед которой сила творца кажется шутовством”. Но “преинтересная трагедия” приближается к развязке. “Убивать - это не выход”, - признает он после последнего убийства в своей жизни - убийства Кезонии. Тем самым Калигула признает свое поражение. Он гибнет под ударами заговорщиков, не оказывая им сопротивления. Но последние слова Калигулы звучат символически: “Я еще жив!”. В предисловии к американскому изданию своих пьес (1958) Камю отмечал: “Калигула” - это история верховного самоубийства. История в высшей мере трагическая и человечная. Верный самому себе, но несправедливый по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, постигнув, что никто не способен спастись поодиночке и что нельзя быть свободным против воли других людей”. Камю убедительно доказал в своей трагедии, что свобода, направленная против людей, ведет к разрушению и к саморазрушению. “Если правда Калигулы - в его бунте, то его ошибка - в возражении людей, - делает замечание драматург. - Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя”. Когда Камю в конце 30-х годов создавал “Калигулу”, он не давал исторического ключа к своей пьесе. Но очень скоро драматург стал свидетелем того, как калигулы со свастикой покоряют мир. Когда драма была поставлена в освобожденной Франции в 1945 году, зритель узнавал в Калигуле Гитлера, а Хереа воспринимался критиками как прототип участника Сопротивления, и подобная параллель является актуальной не только для 1945 года.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Альбер Камю

Альбер  Камю


Сочинение на тему Первое произведение А Камю «Калигула», Камю



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Легко ли быть молодым
  7. Сочинение на тему Россия
  8. Сочинение на тему эссе
  9. Описание мамы
  10. Сочинение на тему телевидение
  11. Сочинение аленушка
  12. Сочинение на тему отцы и дети
  13. Сочинение про музыку
  14. Сочинение рассуждение на тему совесть
  15. Сочинение про маму
  16. Мое любимое время года сочинение
  17. Сочинение на тему милосердие
  18. Моя любимая телепередача
  19. Дом моей мечты сочинение
  20. Сочинение как степа дрова колет
  Лучшее произведение КамюМобильная версия