А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ревизор > Как осознать глубину и значительность пьесы «Ревизор»
Как осознать глубину и значительность пьесы «Ревизор» - сочинение
Читатели должны знать, что к работе над «Ревизором» Гоголь приступил, будучи уже  известным  писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин. Здесь найдут место краткие сведения из истории создания «Ревизора» и будет дано первое представление о литературном сюжете.  Что касается вопроса о теме «Ревизора» и о времени действия комедии, то очень важно для нас, особенно недостаточно подготовленных, предпринять попытки к тому, чтобы охватить комедию в целом и соотнести с определенной эпохой, перед тем как углубиться в содержание.  Сюжет комедии и эту фигурку городничего подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил раскрыть нравы николаевского времени: казнокрадство и взяточничество, невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране равнодушно и мертво скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг.

    * А за всем этим жила,
    * страдала, пела и плакала Русь.

К. С. Станиславский советует читать пьесу просто, «но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития и ее литературных достоинств», Станиславскому мы будем следовать и при разборе «Ревизора», опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу - это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, каково его поведение? Приступая к чтению I действия, необходимо остановиться на ремарке, обозначающей место действия: «комната в доме городничего». Учащимся будет интересно узнать, что, по воспоминаниям одного из современников, на первом представлении 1836 года в Петербурге «Гоголь сам распорядился вынести роскошную мебель, поставленную было в комнате городничего, и заменил ее простой мебелью, прибавив клетки с канарейками и бутыль на окне».

Появление в маленьком заштатном городе ревизора из Петербурга - событие само по себе чрезвычайное: до столицы, до правительства дошли какие-то порочащие местную администрацию вести. Но в еще большей степени это событие представляется опасным потому, что ревизор едет «с секретным предписанием» и должен особенно внимательно осмотреть уезд, где живут герои комедии. Однако и этого мало: ревизор из Петербурга с секретным предписанием едет инкогнито, «представляет себя частным лицом», скрывая свои полномочия. Почему весть о возможном прибытии ревизора вызывает такое волнение и тревогу у чиновников? Очень важно, чтобы Читатели тут же выяснили, как халатно исполняют свои обязанности правители города и как корыстно пользуются своим служебным положением, попирая всякую законность.

Выясняя, в чем смысл советов городничего и намерений каждого из чиновников, Читатели убеждаются, что речь идет лишь о том, чтобы скрыть истинное положение дел и обмануть ревизора. Сцена воспринимается как своеобразный заговор правителей города против грозящей им в лице чиновника из Петербурга опасности. В этом заговоре раскрываются характеры каждого из чиновников, степень их «учености», склонности, житейский опыт.

Опытный, хитрый служака, городничий более всего смущен тем, что ревизор едет тайно, его особенно пугает возможность неожиданного и скорого появления этого загадочного чиновника из Петербурга, которого и распознать-то нельзя, если он представляется частным лицом. Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих, напряженность усиливается репликами городничего, завершающими 1-е и 2-е явления: «…Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики! А кто, - скажет, - здесь судья?; - «Ляпкин-Тяпкин».- «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?» - «Земляника».- «А подать сюда Землянику!» Вот что худо».

Городничий и чиновники поверили Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор приехал?


Читатели уже убедились в том, что появление городских сплетников происходит в момент крайнего нервного напряжения всех действующих лиц: городничий ломает голову, как раскрыть тайну «проклятого инкогнито», чиновники возбуждены и напуганы. Известие, которое приносят Добчинский и Бобчинский, приходится на подготовленную почву. И хотя городничий до последнего неожиданного утверждения не догадывается, о ком ведется бестолковый рассказ, и хотя его первая инстинктивная реплика в ответ на утверждение, что ревизор приехал: «…Это не он!», - доводы Бобчинского уже приняты: чиновник из Петербурга, живет вторую неделю, забирает все в долг, крайне наблюдательный. Может быть, дальнейшие расспросы и смогли бы поколебать Антона Антоновича, но, узнав, что приезжий находится в городе уже около двух недель, он теряет способность относиться здраво к россказням: ведь в эти две недели «высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!..». С этого момента начинается быстрое развертывание событий, активное развитие действия. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распознать, что за человек приезжий чиновник: молодого человека «скорее пронюхаешь,- убежден городничий.- Беда, если старый черт…». Нужно обратить внимание на то, что о состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе», «хватается за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подсказывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих на сцене не слышит. Это самые сокровенные чувства и мысли действующих лиц, сообщаемые непосредственно зрителям. В «Ревизоре» ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с мнимым ревизором, стремясь выдать черное за белое. Отвергнув предложения Земляники и Ляпкина-Тяпкина, посчитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», т. е. частным образом, неофициально, «для прогулки». Почему городничий избирает такой способ знакомства с важной персоной из Петербурга? Дальновидность и сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи» да еще и благодарности получать при этом, и городничий имеет полное право рассчитывать, что «авось бог вынесет и теперь». Он поступает обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю. Городничий больше всего боится, что «секретное предписание» касается именно его. Он подозревает, не было ли на него какого-нибудь доноса, так как знает, что «солоно пришелся» купечеству и гражданству города. В его торопливых наказах квартальному и частному приставу звучит боязнь, что выплывут на свет многочисленные «грешки» и «грехи», но вместе с тем - и надежда на то, что все «сойдет с рук». Обещая в благодарность за благополучный исход событий поставить в церкви огромную свечу, он действует по пословице «На бога надейся, а сам не плошай» и организует целую систему обмана ревизора, то требуя, то угрожая, то обещая. Именно в эти минуты городничий предстает перед нами мошенником из мошенников. Хитрый и опытный плут отлично понимает, что поступал и поступает безнравственно и незаконно, однако не только не раскаивается в эту грозную для него минуту, по и в мыслях не допускает возможности какого-либо изменения в своем поведении. Таким образом, в процессе чтения I акта Читатели, рассматривая экспозицию и анализируя причины, дающие толчок к активному развитию действия, т. е. завязку комедии, одновременно знакомятся с намерениями, привычными, обстоятельствами жизни тех действующих лиц, которые олицетворяют собой одну из противоборствующих сил в комедийном конфликте.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Ревизор

Ревизор


Сочинение на тему Как осознать глубину и значительность пьесы «Ревизор», Ревизор



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Мастер и Маргарита сочинение
  3. Образ Чичикова в поэме мертвые души
  4. Сочинение на тему мама
  5. Сочинение на тему капитанская дочка
  6. Тарас бульба сочинение 7 класс
  7. Печорин герой своего времени сочинение
  8. Образ Хлестакова в комедии ревизор
  9. Образ аси в повести Тургенева
  10. Моя будущая профессия сочинение
  11. Сочинение на тему зимние каникулы
  12. Сочинение на тему зимний день
  13. Дом моей мечты сочинение
  14. Образ Евгения Онегина сочинение
  15. Женские образы в романе тихий Дон
  16. Сочинение о войне
  17. Сочинение герой нашего времени
  18. Сочинение на тему мцыри