А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Эволюция образа Каупервуда в трилогии Драйзера - сочинение

По сравнению с «Финансистом» в «Титане» меняется и сам характер изображения людей из народа. Они здесь не играют больше только роль фона, а занимают важное место в развитии основной линии романа. Фон к концу книги выдвигается на авансцену.

В столкновении с народом в образе Каупервуда обнажаются типические черты капиталиста, роднящие его с собратьями по классу - соперниками и конкурентами по финансовым сделкам и спекуляции. В глазах простых людей нет большой разницы между Каупервудом и его злейшим врагом Шрайхартом. «Между тем,- отмечает Драйзер, - среди широких слоев нации росло убеждение, что в верхах засела кучка воротил - титанов без души и без сердца, стремящихся заковать народ в цепи рабства». Эта борьба народных масс против титанов монополий и трестов становится кульминационным пунктом развития романа, а отношение народа к Каупервуду - новым существенным критерием для понимания авторской позиции.

Метод изображения народа в «Титане» существенно меняется по сравнению с первым томом «Трилогии», где эпизодические образы бедняков были даны через восприятие Каупервуда и лишь оттеняли его эгоизм и отсутствие у него высоких патриотических чувств. Драйзер вновь прибегает к этому приему, чтобы выявить презрительное отношение Каупервуда к народу. Каупервуд не верит в силу народных масс, не признает за ними никаких прав. Ому иногда попадались на глаза «большие группы рабочих, толпившихся вместе со своими лошадьми возле конюшен и вагонных сараев городских железнодорожных компаний, и он иной раз задумывался над их уделом. У большинства из них был измученный вид. Кау-первуду они казались похожими на животных - терпеливых, заморенных, одичалых. Он думал об их убогих жилищах, долгих часах изнурительного труда, ничтожной заработной плате и пришел к выводу, что если и можно для них что-нибудь сделать, так это дать им сравнительно приличный прожиточный минимум - не больше. Его мечты, его замыслы недоступны этим людям, разве могут они хоть в какой-то мере приобщиться к его блистательной судьбе, разделить с ним богатство, славу, власть?». Эксплуататорская сущность характера Каупервуда выявлена здесь предельно четко, но писатель в «Титане» не ограничивается этим и показывает теперь, как бедняки воспринимали Каупервуда, и симпатии писателя, несомненно, на стороне бедняков, ведь, рассказывая об отношении народных масс к магнатам капитала, Драйзер опирался на собственный жизненный опыт, на воспоминания о тех днях, когда он влачил жалкое существование в Чикаго, в то время как Йеркс и ему подобные богатели. И в «Титане» явственнее, чем в «Финансисте», ощущается пульс народной жизни.

Писатель стремится скрупулезно следовать исторической правде. В «Титане» Каупервуд вынужден обратиться к капиталистам Уолл-стрита и Сити за займом, за средствами для проведения в жизнь его плана создания монопольной компании уличных железных дорог в Чикаго. С этой целью он отправляется в Нью-Йорк и Лондон.- Чтобы получить заем, он затевает сложную операцию, обманывает общественное мнение. Каупервуд вдруг превращается в «филантропа» и «мецената» и жертвует университету Чикаго деньги на постройку крупнейшего в мире телескопа и обсерватории, которые будут носить его имя. Это производит желаемый эффект, создает ложное впечатление о размерах его состояния. Финансовые магнаты считают теперь Каупервуда платежеспособным, и он получает в Нью-Йорке у англо-американского банкирского дома заем, с помощью которого становится монопольным владельцем системы уличных железных дорог в Чикаго. Драйзер не только умело показывает, что «щедрость» и «интерес» к науке капиталистов вообще и американских в частности проявляются отнюдь не ради процветания науки, а из сугубо корыстных соображений, но и одновременно разрушают легенду о якобы «самостоятельном», без помощи извне развитии американского капитализма.


 
Идея «исключительности» развития американского капитализма развенчивается в «Титане» и тем, что Каупервуд, как показывает Драйзер, принадлежит к одной общей для Америки и для Европы категории капиталистов, и тем, что деятельность Каупервуда в Америке зиждется на эксплуатации народных масс, на подавлении их интересов и прав также, как и деятельность английских или иных капиталистов, и вызывает у масс такой же протест и возмущение. Исторической правде соответствует заключительная часть романа, посвященная гигантской схватке народных масс Чикаго с Каупервудом и другими монополистами. Она изображает резкое обострение классовой борьбы в США на рубеже XIX-XX веков, причем Драйзер умело отмечает, как враждующие капиталистические группировки пытаются использовать в своих интересах народное возмущение, засилие монополий и как эти попытки заигрывать с народными массами в конце концов обращаются против них самих. Соответственно изменению деятельности основного героя, отражающей существенные сдвиги в самой действительности США тех времен, изменяется и система образов в романе. Появляются обра зы агентов монополий, продажных журналистов, адвокатов-специалистов по нарушению законов, представителей городского управления, которыми командует уже не «кустарный триумвират», а Фрэнк Каупервуд. Вся эта система образов служит разоблачению коррупции, продажности американского империализма, выявляет закономерный характер этих явлений. Изменение системы образов отражает различные стадии развития монополий. Вначале Каупервуд действует через подставных лиц, добиваясь захвата ряда концессий. Когда это удается, он становится огромной силой в городе, представителем финансовой олигархии, по сути дела одним из властелинов Чикаго. Картина захвата власти финансовой олигархией составляет один из наиболее существенных и верных исторической правде моментов в романе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Эволюция образа Каупервуда в трилогии Драйзера. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Драйзер > Эволюция образа Каупервуда в трилогии Драйзера
Теодор Драйзер

Теодор  Драйзер


Сочинение на тему Эволюция образа Каупервуда в трилогии Драйзера, Драйзер