А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Эмблематизм в поэзии Джона Донна - сочинение

Одной из выдающихся черт барочного искусства есть его эмблематизм. И так в нашей  жизни  имеем за моду исследовать особенности функционирования этого способа построения текста в поэзии английского поэта XVII столетие Джона Донна. Хотя Донн больше известный как “метафизический” барочный поэт, но его творчество, особенно раннее, есть сложным стилевым синтезом, в котором есть элементы, как городской  стремительной культуры, так и барочной “ученой” образности. Нашей целью есть проследить эволюцию этих переплетений и таким образом проявить, как в пределах творчества одного поэта состоялось постепенное изменение стилевых парадигм, то есть на примере нескольких стихов мы проследим, как принцип эмблематизации приобретает новое наполнение.

 Перед нами карнавальная литература без всяких примесей, лирический герой будто примеряет карнавальную маску или костюм привидения и таким образом имеет целью отомстить своей напыщенной любимой. Перед читателем обрисовывается художественная ситуация, которая целиком могла бы служить за основу сюжета для ренессансной новеллы - в Боккаччо за подобными схемами переодевания строятся авантюрные сюжеты многих повествований (напр., переодетый конюший из второго повествования третьего дня).

Следующий стих (”Блоха”) тоже имеет цель отомстить недоступной девушке, но отличие путей, которые избирает для этого поэт, есть показательной - она знаменует переход к новым творческим парадигмам.

БЛОХА

    * Лишь взгляни: в этой блохе -
    * Твои мизерные одкоши все:
    * В кровь мою, смочив зубья,
    * Твою уже пьет и соединяет нас без брака!
    * Не является, сказала бы так и ты,
    * Это потерей девичьей добродетели,
    * И в том испытаем наслаждения:
    * Из двух одна, кровь плывет, будто воды
    * Далеко так наш запал не доходил!

ПРИЗРАК

    * Как думаешь, что свободна, быть можешь, убийца, от ухаживаний теперь, так как от спеси твоей я умер, - я призраком приду к твоему ложе и встречу тебя при оружии без мушкет.
    * Задрожит тогда толстая свеча, проснешься, и твой юноша новый, что сильное желание заметив, игра? этап безжизненный, в мнимом сне наутек, в дрожи, как осиновый листок, будет прятать своего бессилия повод, мертвее, чем призрак!

Цель эпатировать читателя, продемонстрировать свою свободу от моральных норм.



 
Интересно, что в романе “Гаргантюа и Пантагрюель” Франсуа Рабле тоже обыгрывает похожий французский фразеологизм. В Панурга появляется “блоха в усе”. Как и Донн, Рабле обыгрывает фразеологизм - “иметь блоху в усе”, т.е. “находиться в крайнем беспокойстве”. Мы могли бы считать это за обычное совпадение, но некоторые факты принуждают отнестись к нему внимательнее. Так, один из первых английских издателей эмблемат (сборников эмблем со стихотворными комментариями), мистер Харингтон, находился под значительным влиянием Франсуа Рабле, и в своих эмблемах часто обращался к той сфере, которую М. Бахтин назвал “рядами испражнений и половой жизни”. В Рабле мы видим, будто зародыш эмблемы, который еще не оформился в стойкий принцип. Если учесть вероятное влияние традиции эмблемат на Донна, то заметно, как у него происходит “облагорожевание” эмбематичности. Можем сказать, что тематический стих “Блоха” целиком вписывает у рамки карнавальной городской культуры эпохи ренессанса, но формально он уже принадлежит следующей эпохе - барокко, а консейтблоха есть “или не самое удевительное осложненным из всех консейтов поэтов метафизиков”. Теперь можем понять, в чем именно заключалась новизна, примечательная для современников Джона Донна - в лоне карнавальной традиции, которая еще активно функционировала, зарождались черты нового творческого метода, которые оказывались в виде нового способа разработки старых тем - в барочной эмблематичности. Другим проявлением барочной эмблематичности уже на качественно новому уровне в поэзии Джона Донна есть географические образы в любовной лирике. Этот риторический ход совсем не был новостью - на него можно натолкнуться в драмах Шекспира, где они были не больше чем словесной игрой - приметно, что и здесь все еще сохраняется связь с игрой слов. Но такое частое и, несомненно, так своеобразно осмысленного употребления этот ход приобретает лишь в поэзии метафизиков, и у Джона Донна - в частности. Возможно, читатели усматривали какую-то новизну в этом стихе, которая так импонировала им? Попробуем определить, в чем именно она заключалась. Хотя стих имеет выразительно юмористический характер, и, тем не менее, надо помнить, что “барочный юмор отличается более сложным, сравнительно с Возрождением, характером. В нем уже не звучит чистая нота радости и влюбленности в жизнь, а выразительнее представленная ирония, сатира. Еще одна черта барочного комизма - несоответствие между усилиями и результатами действий персонажа”. Несоответствие серьезной “орации” с ее приведением блохой и с равнодушием девушки и создают комический эффект. Например, поэт обращается к солнцу: * Если ее глаза не ослепят тебя, * Это взгляни завтра и скажи мне Поэт обыгрывает английский фразеологизм “получить блоху от кого-то” - т.е. получить резкий отказ в ухаживаниях. Стих моделирует якобы зеркальную ситуацию: лирический герой, получив отказ от любимой, передает ей в свою очередь блоху отказ. Химерический образ консейт строится, будто вокруг стрежня, вокруг образа блохи. Если для стиха приведением прислужил фразеологизм, то теперь от фразеологизма остается лишь блоха, которая превращается в эмблему, которую толкует лирический герой. Как известно, эмблема - это “предмет, изображение, которое условно выражает определенную идею”. Уже в конкретном употреблении фразеологизма ощутимый переход к эмблематизации - ведь, по словам семиотика Елены Григорьевой, “эмблема представляет собой усиленный вариант фразеологизма”. Например, в английских сборниках эмблем, которые приобрели распространение в конце XVI столетие, можно было встретить иллюстрации, которые буквально передавали содержание латинского фразеологизма - “ореп не ловит мух”. Следует обратить внимание, что блоха уже при первом вспоминании в стихе является иллюстрацией абстрактной категории - она должна показать никчемность отказа девушки. В стихе очень ощутимая риторическая струя - ведь девушку автор старается убедить своим мастерским красноречием. Влияние риторики на поэзию - тоже характерное для барокко явление. Но цель всего ряда доказательств снова целиком принадлежит к карнавальной сфере низа, обольстить девушку. Приметно, как в стихе переплетенные сугубо барочный стиль с образностью городской карнавальной культуры. Блоха как эмблема, испытывает химерического и развесистого метонимического толкования ,что является барочной чертой, но оно не выходит за пределы сферы низа - почти все толкования едко намекают на брачное ложе. Блохе автор предоставляет таких значений: никчемность отказа, объединение в браке, герой и его любимая, брачное ложе, венчальный храм, живые янтарные стены (укрытие для влюбленных). Если в предыдущих стихах эмблематичность была лишь одним из принципов построения художественного текста, то в стихе “Крест” эмблематизация приобретает исключительно важное значение уже как мировоззренческая установка.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Эмблематизм в поэзии Джона Донна. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Эмблематизм в поэзии Джона Донна
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Эмблематизм в поэзии Джона Донна, Другие сочинения по зарубежной литературе