А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творческая судьба М Алданова - сочинение




Творческая судьба М.Алданова не совсем обычна. В отличие от большинства художников первой волны эмиграции, он не создал ни одного беллетристического произведения до отъезда из России. Лишь в 1921 г., когда писателю исполнилось уже 35 лет, он опубликовал во Франции свою первую повесть "Святая Елена, маленький остров". И только через шесть лет, по завершении тетралогии "Мыслитель", М. Алданов смог сделать свой выбор в пользу литературы. "Теперь я свободный художник", - сообщает он И. Бунину 16 июня 1927 г.
Каковы же причины столь позднего вхождения М.Алданова в профессиональный мир художественного творчества? Ответ на этот вопрос - в личности писателя и особенностях его встречи с эпохой.

Марк Александрович Алданов (Ландау) родился 7 ноября 1886 г. в Киеве. Он получил широкое европейское образование, окончив классическую гимназию, а позже Киевский университет по двум факультетам одновременно: юридическому и физико-математическому (со специализацией по химии). В 1910 г., в год окончания университета, Алданов опубликовал диссертацию по химии "Законы распределения вещества между двумя растворителями", которая положила начало его исследованиям в этой области, не прекращавшимся на протяжении всей жизни. Последняя научная работа - "К возможностям новых концепций в химии" - была опубликована на французском языке в 1950 г.

Однако уже в самом начале научной карьеры проявился глубокий интерес ученого к проблемам литературы, истории, философии, социально-политической жизни. В 1915 г. он публикует критический этюд "Толстой и Роллан", а в 1918-м - сборник публицистических заметок о революции "Армагеддон". В монографии "Толстой и Роллан" М. Алданов выражает свое преклонение перед Толстым-художником и вступает в спор с Толстым-мыслителем, обозначив тем самым свои эстетические и нравственно-философские ориентиры. Аналитичность авторской мысли в сочетании с изяществом, ироничностью стиля, продемонстрированные М. Алдановым в книгах "Толстой и Роллан" и "Армагеддон", получили многогранное художественное воплощение в его прозе эмигрантского периода.

Эмигрировал М. Алданов в марте 1919 г. в Париж. 1922-1924 гг. он провел в Берлине, 1941 - 1947 гг. - в Америке, но основным местом жительства была Франция. Умер Марк Александрович Алданов 25 февраля 1957 г. в Ницце, где и похоронен.

По свидетельству современников, М. А. Алданов был одним из известнейших на Западе писателей русского зарубежья.



 
Наследие М.Алданова весьма обширно: оно включает публицистику - сборники "Огонь и дым" (1922), "Современники" (1928), "Портреты" (1931), книгу философских диалогов "Ульмская ночь: Философия случая" (1953), пьесу "Линия Брунгильды" (1930), рассказы, повести. Славу Алданову принесли 16 исторических романов, охватывающих почти два века российской и европейской истории - с конца XVIII до середины XX в. Наиболее известные из них - тетралогия "Мыслитель" (1921 - 1927); цикл романов "Ключ", "Бегство", "Пещера" (1928-1936); "Истоки" (1946), "Самоубийство" (1957). Размышляя о жанре романа, Марк Алданов писал: "...Мы видим в нем самую свободную форму искусства, частично включающую в себя и поэзию, и драму (диалог), и публицистику, и философию". Пожалуй, лишь у Л.Толстого в "Войне и мире" находил писатель ту свободу и полноту романного синтеза, к которым стремился в собственном творчестве. Но при всем уважении к "урокам" великого предшественника М. Алданов избирает иной путь сопряжения исторического, философского и художественного начал в структуре своих произведений. В его исторических романах сюжет определяется не столько развитием событий и характеров, сколько движением мысли и столкновением идей. При этом писатель отказывается от прямого высказывания собственных взглядов, обращаясь к игровой поэтике повествования. Ироническое мироощущение определяет взгляд М. Алданова на историю и судьбу человека. В тетралогии "Мыслитель", цикле романов "Ключ", "Бегство", "Пещера", в романах "Истоки" и "Самоубийство" "усмешка создателя образует душу создания" (В. Набоков), пронизывая все уровни художественной структуры: от философских споров героев до стилистики. Эта усмешка писателя прежде всего относится к преклонению человечества перед судом истории. Пьер Ламор, один из ведущих персонажей тетралогии "Мыслитель", утверждает: "Нет суда истории... Есть суд историков, и он меняется каждое десятилетие; да и в течение одного десятилетия всякий историк отрицает то, что говорят другие... Нет... правду знают одни современники, и только они могут судить...". Варьируясь, эта мысль звучит в авторском предисловии к тетралогии "Мыслитель", в романах "Девятое Термидора", "Святая Елена, маленький остров", "Ключ". Погружаясь в мир М. Алданова, мы сталкиваемся с парадоксом: перед нами исторический романист, не верящий в достоверность исторических истин, в справедливость суда истории и стремящийся убедить в этом читателя. Наряду с отрицанием суда истории писатель опровергает и веру в объективность знания современников. В тетралогии "Мыслитель" М. Алданов обыгрывает эту тему на примере судьбы вымышленного персонажа - Юлия Штааля. В романе "Самоубийство" тема исторической слепоты европейских политиков первой четверти XX в. обусловливает ироническую доминанту повествования. Используя форму прямых публицистических вторжений, М. Алданов показывает читателю, как самые главные события, воздействовавшие на последующий ход истории, прошли незамеченными для современников. С позиций человека XX столетия, пережившего крушение "незыблемых" вечных истин, писатель ведет переоценку исторических и философских понятий, мифологизировавшихся в сознании человечества: прогресс, революция, гуманизм.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творческая судьба М Алданова. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Творческая судьба М Алданова, Другие сочинения по современной литературе