А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Нечуй-Левицкий > Образная система произведения «Кайдашева семья»
Образная система произведения «Кайдашева семья» - сочинение
Иван Нечуй-Левицкий начинал свои произведения с панорамного рисунка места действия, с подробных описаний внешности персонажей. При этом он охотно прибегал к контрасту. Вот и «Кайдашеву семью» начинает живописный панорамный пейзаж гористого Правобережья. Автор, в частности, подчеркивает: «На тех горах везде казацкие могилы, куда только бросишь взгляд. Весь край будто какое-то огромное кладбище, где похоронен целый народ, где под безликими могилами похоронена украинская воля». Сам собой напрашивается вывод: одной из главных причин того, что Украина деградирует, является колониальное ярмо, потеря воли, казацкого духа. Уже в экспозиции проявляется резкий контраст. Карп и Лаврин - противоположности: один имеет семейные карие острые глаза, второй похож на мать; один коренастый, второй - хрупкий, один нахмуренный, сердитый, молчаливый, второй - веселый, радушный, говорливый… Характеры персонажей в «Кайдашевой семье», как правило, статические. Писатель делает акцент на доминантах, выделяя одну-две черты в характерах героев. У Омельки Кайдаша - богобоязненность и любовь к выпивке, у Кайдашихи - чванство, у Мотри - сварливость. Чуть ли не наибольших изменений претерпевает характер Мелашки: в ней - сначала лирической, нежной девушке - тоже поселяется «бес» распрей. Интересно, что в повести почти нет сцен, в которых бы звучал смех. «Кайдашева семья» населена очень серьезными людьми. Им не до смеха, поскольку все они - участники большой семейно-бытовой войны, которой не видно конца. Иван Франко считал, что «И. Нечуй-Левицкий рисует в “Кайдашевой семье” горькую картину распада украинского патриархализма под влиянием индивидуалистических действий каждого ее члена». В самом деле, роль отца у Кайдашей сведена на нет. Омелько Кайдаш, в сущности, никак не влияет на ход событий в собственном доме. Он плывет по течению, а когда и пробует как-то вступить в домашние распри, то терпит поражение. Образ главы семьи трагикомический: с одной стороны, он богобоязненный, пылко верит в святую Пятницу, которая будто спасает от смерти и не даст утонуть в воде, а с другой - он любит «заглядывать в рюмку», которая потом его и погубила, кстати, в ту же таки пятницу. Омелько не может понять и целиком естественного желания сыновей иметь свою землю, т.е. ощущать себя хозяевами. Родственные распри переходят границу нравственности: Карп даже поднимает руку на родного отца. Формирование мировоззрения Маруси Кайдашихи, как и Омелька, выпало на эпоху крепостничества, она долго «терлась около господ и набралась от них немного панства. К ней прилипла какая-то льстивость в разговоре, уважение к господам. Она любила целовать их руки, кланялась, подслащивала свой разговор с ними». И после крепостничества Кайдашиху приглашали как кухарку господа и попы, чем она очень гордилась. Так и изображается демонстрация господских манер Кайдашихи перед семьей Довбишей во время «смотрин», ее приказы «прошу вас», над чем смеялось все село (за это Кайдашиха получила прозвище «госпожа экономша»). Жестокость, эгоизм и лицемерие Кайдашихи показываются именно в отношениях с невестками. Ярким средством, которое характеризует Марусю, является ее язык. Сначала в ее обращениях к Мотре много меда: «мое золото», «сердце», «дитя мое», - а со временем: * «- Дай сюда мотовило! Это не твое, а мое. Принеси от своего отца да и мотай на нем свои жилы, - крикнула Кайдашиха и схватила рукой мотовило… * А. Базилевич. Иллюстрация к повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» * - Дай сюда, а то как пихну, то и ноги задерешь! - кричала Кайдашиха и дергала к себе мотовило…
* - Это не Мотря, а бендерская чума… * - Твои дети такие змеи, как и ты…Наплодила волчат..» * Не уступает в злословии Кайдашихе и «брыкливая» Мотря, с ее уст звучат реплики наподобие: * «- Не берите от бабы гостинца, так как она воровка! (о Кайдашихе, обращаясь к детям). * - У меня свекровь злая змея: ходит по дому, пламенем на меня дышит, а из носа горит дым. На словах, как на цимбалах играет, а где ступит, то под ней лед мерзнет, а как глянет, то от ее глаз молоко киснет». Если характеры стариков Кайдашей статические, так как сформированы (представляют целое поколение украинского крестьянства), то у младшего поколения они только формируются. Старший сын Карп в молодом возрасте довольно молчаливый и замкнутый, но, женившись, начинает все откровеннее показывать себя: в одной из ссор он называет отца «иродовой душой» и даже поднимает на него руку. Узнав, что мать закрыла в своем хлеве его коня, хватает ее за плечи, прижимает со всей силы к стене и неистово кричит: «…ешьте меня или я вас съем!», а потом с палкой гонится за Кайдашихой, пока не вскочила в ставок. И уже совсем цинично звучат его слова: «Не так жаль мне матери, как жаль сапог!». Недаром община выбрала Карпа десятским, зная о его жестокости. В пару Карпe Мотря, «брыкливая», «с перцем», «рабочая и бойкая», «кусучая, как муха» - словом, его овеянный мечтой еще в холостяцкие годы идеал. Она тоже со временем становится все более жестокой (не без «помощи» Кайдашихи). Когда Карп погнался за матерью из-за уже упомянутого коня, жена подстрекала его: «По спине лупи ее! Выколи палкой ей второй глаз!». Выразительной характеристикой наделяет Мотрю спокойный и лирический Лаврин, говоря священнику, что жену брата необходимо «посадить в клетку и показывать за деньги, как зверюку на ярмарках». А вот Мелашка с Лаврином - полная противоположность Карпу и Мотре. Лишь они остались, так сказать, на уровне человечности и влюбленности, хотя и научились «показывать зубы», когда речь шла о посягательстве на их добро. Только раз автор сравнил Мелашку с волчицей, когда она защищала своих детей. Обратите внимание, несмотря на то, что Кайдашиха точила Мелашку «как вода камень», а Мотря «подкапывалась под нее, будто река под крутой берег», она все же не уподобляется им, не теряет человеческого достоинства, а идет на прощу в Киев и остается там. Мелашка горько грустит за Лаврином, глубоким лиризмом наполнены ее чувства к нему: «Не жаль мне ни села, ни рода, жаль мне только мужа». Поэтически изображена и внешность Лаврина: «Веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково. Тонкие брови, русые мелкие кудри на голове, тонкий нос, румяные губы - все дышало молодой юношеской красотой».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Нечуй-Левицкий

Иван  Нечуй-Левицкий


Сочинение на тему Образная система произведения «Кайдашева семья», Нечуй-Левицкий



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Сочинение про березу
  5. Сочинение для 2 класса
  6. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  7. Анализ стихотворения Блока Россия
  8. Легко ли быть молодым
  9. Сочинение на тему моя любимая фотография
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение Тарас бульба
  13. Поиски правды на дне
  14. Сочинение на тему тринадцатый подвиг Геракла
  15. Сочинение на тему экология
  16. Сочинение о животных
  17. Сочинение аленушка
  18. Сочинение на тему отцы и дети
  19. Образ Катерины в пьесе гроза
  20. Сочинение капитанская дочка
  Мобильная версия