Народность романтики в поэзии Багрицкого - сочинение
Народность романтики составляет самую яркую особенность стихов Багрицкого с начала его работы в «Моряке». Но если в стихах 1921 года ей порою противоречил архаически торжественный, тяжеловатый слог, то уже в 1923 и еще больше в 1924 году поэт добивается легкости в ритмическом движении стиха, психологической и живописной выразительности без пышных словесных украшений.
С уходом архаической риторики формируется своеобразная поэтика морского «цикла» в основу которой легли и реалистические и романтические принципы. Реалистические черты морскому пейзажу и облику человека, чья жизнь связана с морем, дают тяжелый, но полный поэзии труд рыбаков и мореходов (русских, английских и французских), революционные восстания на черноморских кораблях и увлекательная жизнь самого моря и прибрежных скал, растений, рыб и морских птиц. В поэтическом решении темы моря Багрицкий идет от традиции прогрессивной русской литературы и живописи, перекликается с английскими поэтами и противопоставляет аристократическому эстетству свой обдуманный, страстный демократизм. С теплым сочувствием написан портрет юнги, который ушел из дому, тревожимый неясным порывом любви к морю. Увлекательные приключения не скрасили его путь:
* Юнгой я пришел на судно,
* Мыл полы, картофель чистил,
* Научился по канатам
* Подыматься вверх и вниз.
* Боцмана меня ругали,
* Били старшие матросы,
* Корабельный кок объедки,
* Как собаке, мне бросал.
* Ах, трудна дорога юнги:
* Руки язвами покрыты,
* Ноги ломит соль морская,
* Соль морская ест глаза!
* («Юнга»)
В морском «цикле», включающем около сорока стихотворений, не считая «Сказания о морс» и «Баллады о Виттингтоне», пет стихов, построенных на авантюрном сюжете, а если и упоминается в песнях английских моряков пиратский корабль «Аретузо», то он: выходит в море «бить королей». Море щедро награждает юнгу сказочно яркими впечатлениями. Вводя в морской пейзаж романтические краски, Багрицкий остается верным природе, не прибегая к искусственным эффектам. Он стремится извлечь поэзию из самой жизни моря, поэтому смотрит на море как исследователь, художник и рыбак:
А над морем, словно хлопья Снега белого, кружатся Чайки, острыми крылами Взмахивая и звеня.
* И над далью голубою,
* Где еще дрожит и млеет
* Звездный блеск, уже восходит
* Солнце в пламени дневном.
* От него бегут по волнам
* Рыбы огненные, плещут
* Золотыми плавниками,
* Расплываются, текут…
* Что прекраснее и слаще
* Солнца, вставшего из моря
* В час, когда прохладный ветер
* Дует солью нам в лицо?
Живопись зрелого Багрицкого, по сравнению с ранней, немногоцветна. Строгий выбор цвета сочетается с точно найденным звуковым и динамическим образом. В морских стихах Багрицкого уже знакомый по «Сказанию о море» образ Голландца встречается один раз, но и этот случай по-своему характерен. Веселая песня «В пути» обнаруживает превосходство действительности над вымыслом, легендой, и даже в этом заметен шаг вперед от «Сказания о море» к историческому эпосу:
* Кто же несется из тучи,
* Выплывшей па небеса:
* Ты ли, Голландец Летучий,
* В ночь развернул паруса?..
* …Нет, под густыми волнами
* Спит заповедный фрегат,
* Только, гудя над песками,
* Легкие ветры летят…
* …Что нам легенды и песни,
* Если тревожен восход,
* Если грозней и чудесней
* Воет водоворот!
Романтика легенды уступает место романтике реальных морских путешествий, и море становится у Багрицкого символом свободы, завоеванной революцией.
Увлекательным путем изучения неизвестных стран (но не путем конквистадоров!) оказалось море в прекрасном романтическом стихотворении «Открыватели», где нет еще прямой связи с современностью. Тревожные краски вечернего моря («и в воспаленном пламени закатов густело море, красное вдали»), ослепительный свет солнца, которое входит «плавящейся глыбой в голубизну распахнутого дня», и отблеск пролетающих со звоном солнечных рыб, и медленное движение луны, «горячих звезд» - создают неповторимый в своем роде морской пейзаж. Этот пейзаж напоминает о лучших традициях живописи (например, о «Черном море» Айвазовского), а в поэзии русской открывает новую страницу.
Революционная тема органично входит лишь в те стихи, где идет речь о флоте и освободительной борьбе русских и украинских моряков («Моряки», «Потемкин», «Былое»). Но и там, где нет прямого отражения истории революции, - при описании рыбной ловли, шторма или в лирических стихах, передающих настроения поэта («Возвращение», «У моря»), - Багрицкий отдает все свои симпатии людям труда.
Некоторые критики 20-х годов (В. Дыпник и другие) усматривали в часто повторяющемся мотиве пути пристрастие автора к бродячему, кочевому быту. Они-то и создали фантастический образ бездомного странника, для которого «природа, ветер, песни и свобода» исчерпывают жизненный идеал. Поводом для таких заключений были екпкеты некоторых стихов (ранней «Осени», «Птицелова») и споры о поэме «Сказание о море», когда сам Багрицкий дал характерное совмещение: «Или не бродячий мне послан господом удел? И хлеб сверкающий, горячий в печи не для меня созрел?» В этих случаях обнаруживалось непонимание кровной связи поэта с народом, с землей, которую обрабатывает крестьянин, с морем, куда уходят рыбаки и матросы, для кого море дорого и близко, как родное.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Народность романтики в поэзии Багрицкого. Поищите еще с сайта похожие.