А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Народность романтики в поэзии Багрицкого
Народность романтики в поэзии Багрицкого - сочинение
Народность романтики составляет самую яркую особенность стихов Багрицкого с начала его работы в «Моряке». Но если в стихах 1921 года ей порою противоречил архаически торжественный, тяжеловатый слог, то уже в 1923 и еще больше в 1924 году поэт добивается легкости в ритмическом движении стиха, психологической и живописной выразительности без пышных словесных украшений.

С уходом архаической риторики формируется своеобразная поэтика морского «цикла» в основу которой легли и реалистические и романтические принципы. Реалистические черты морскому пейзажу и облику человека, чья жизнь связана с морем, дают тяжелый, но полный поэзии труд рыбаков и мореходов (русских, английских и французских), революционные восстания на черноморских кораблях и увлекательная жизнь самого моря и прибрежных скал, растений, рыб и морских птиц. В поэтическом решении темы моря Багрицкий идет от традиции прогрессивной русской литературы и живописи, перекликается с английскими поэтами и противопоставляет аристократическому эстетству свой обдуманный, страстный демократизм. С теплым сочувствием написан портрет юнги, который ушел из дому, тревожимый неясным порывом любви к морю. Увлекательные приключения не скрасили его путь:

    * Юнгой я пришел на судно,
    * Мыл полы, картофель чистил,
    * Научился по канатам
    * Подыматься вверх и вниз.
    * Боцмана меня ругали,
    * Били старшие матросы,
    * Корабельный кок объедки,
    * Как собаке, мне бросал.
    * Ах, трудна дорога юнги:
    * Руки язвами покрыты,
    * Ноги ломит соль морская,
    * Соль морская ест глаза!
    * («Юнга»)

В морском «цикле», включающем около сорока стихотворений, не считая «Сказания о морс» и «Баллады о Виттингтоне», пет стихов, построенных на авантюрном сюжете, а если и упоминается в песнях английских моряков пиратский корабль «Аретузо», то он: выходит в море «бить королей». Море щедро награждает юнгу сказочно яркими впечатлениями. Вводя в морской пейзаж романтические краски, Багрицкий остается верным природе, не прибегая к искусственным эффектам. Он стремится извлечь поэзию из самой жизни моря, поэтому смотрит на море как исследователь, художник и рыбак:

А над морем, словно хлопья Снега белого, кружатся Чайки, острыми крылами Взмахивая и звеня.

    * И над далью голубою,
    * Где еще дрожит и млеет
    * Звездный блеск, уже восходит
    * Солнце в пламени дневном.
    * От него бегут по волнам
    * Рыбы огненные, плещут

* Золотыми плавниками, * Расплываются, текут… * Что прекраснее и слаще * Солнца, вставшего из моря * В час, когда прохладный ветер * Дует солью нам в лицо? Живопись зрелого Багрицкого, по сравнению с ранней, немногоцветна. Строгий выбор цвета сочетается с точно найденным звуковым и динамическим образом. В морских стихах Багрицкого уже знакомый по «Сказанию о море» образ Голландца встречается один раз, но и этот случай по-своему характерен. Веселая песня «В пути» обнаруживает превосходство действительности над вымыслом, легендой, и даже в этом заметен шаг вперед от «Сказания о море» к историческому эпосу: * Кто же несется из тучи, * Выплывшей па небеса: * Ты ли, Голландец Летучий, * В ночь развернул паруса?.. * …Нет, под густыми волнами * Спит заповедный фрегат, * Только, гудя над песками, * Легкие ветры летят… * …Что нам легенды и песни, * Если тревожен восход, * Если грозней и чудесней * Воет водоворот! Романтика легенды уступает место романтике реальных морских путешествий, и море становится у Багрицкого символом свободы, завоеванной революцией. Увлекательным путем изучения неизвестных стран (но не путем конквистадоров!) оказалось море в прекрасном романтическом стихотворении «Открыватели», где нет еще прямой связи с современностью. Тревожные краски вечернего моря («и в воспаленном пламени закатов густело море, красное вдали»), ослепительный свет солнца, которое входит «плавящейся глыбой в голубизну распахнутого дня», и отблеск пролетающих со звоном солнечных рыб, и медленное движение луны, «горячих звезд» - создают неповторимый в своем роде морской пейзаж. Этот пейзаж напоминает о лучших традициях живописи (например, о «Черном море» Айвазовского), а в поэзии русской открывает новую страницу. Революционная тема органично входит лишь в те стихи, где идет речь о флоте и освободительной борьбе русских и украинских моряков («Моряки», «Потемкин», «Былое»). Но и там, где нет прямого отражения истории революции, - при описании рыбной ловли, шторма или в лирических стихах, передающих настроения поэта («Возвращение», «У моря»), - Багрицкий отдает все свои симпатии людям труда. Некоторые критики 20-х годов (В. Дыпник и другие) усматривали в часто повторяющемся мотиве пути пристрастие автора к бродячему, кочевому быту. Они-то и создали фантастический образ бездомного странника, для которого «природа, ветер, песни и свобода» исчерпывают жизненный идеал. Поводом для таких заключений были екпкеты некоторых стихов (ранней «Осени», «Птицелова») и споры о поэме «Сказание о море», когда сам Багрицкий дал характерное совмещение: «Или не бродячий мне послан господом удел? И хлеб сверкающий, горячий в печи не для меня созрел?» В этих случаях обнаруживалось непонимание кровной связи поэта с народом, с землей, которую обрабатывает крестьянин, с морем, куда уходят рыбаки и матросы, для кого море дорого и близко, как родное.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Народность романтики в поэзии Багрицкого, Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Сочинение на тему Тарас бульба
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Что такое счастье сочинение?
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение моя любимая книга
  7. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  8. Сочинение кем я хочу стать
  9. Смысл названия Романа отцы и дети
  10. Судьба Григория мелихова
  11. Женские образы в герой нашего времени
  12. Тема жіночої долі у творчості шевченка
  13. Сочинение на тему весна пришла
  14. О чем просил Кутузова князь Андрей
  15. Сочинение горе от ума