А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Маринистика в лирике Багрицкого - сочинение

В рыбачьих песнях, написанных но мотивам английских народных песен, поэта привлекают спокойные и мужественные характеры закаленных рыбаков и мореходов. Джимми-рыбак, очутившийся с товарищем среди кипящей морской пены, чтобы не потерять улов и нищим не вернуться домой, отрубил свой палец с вонзившимся в него крючком и сохранил обильную добычу. Спокойный и строгий матрос Джонни из Ливерпуля смелой находчивостью спасает потерявшее управление судно, пока пьяный капитан храпит, «как дельфин», на койке, а растерявшийся экипаж не знает, что делать. В этом цикле романтический герой несет в себе лучшие национальные черты английского народа. Нередко в баллады проникают элегические интонации, составляя интересный сплав с резкостью реалистического рисунка. Так создается женский портрет:

    * Кружатся чайки над водой
    * Предвестницами бури,
    * Но образ Джен всегда со мной,
    * Веселый, с русою косой,
    * Сияет пламенем в лазури.
    * И если волны закрутят
    * Последней пляской судно,
    * Пред смертью вспомню милый взгляд.
    * Цветы в косе, простой наряд,
    * И умереть мне будет трудно.
    * («Прощальная»)

Песни английских моряков, написанные в 1921 году, связаны с инсценировкой ноэмы «Харчевня» в одесском литературном кафе «Мебос» . К сожалению, эта поэма утеряна в 1922 году, так же как и поэма «Комета» 2. Несомненно, что замысел «Харчевни» был вызван раздумьями Багрицкого о народной основе истинно поэтического творчества. Осуществлению этого замысла помогла любовь англичан-тружеников к радостному и светлому искусству. Благодаря умелому выбору источников и тонкой стилистической обработке оригинала Багрицкому удалось сохранить национальные черты французской народной песни в русских вариациях «Песен и рассказов о море» Яна Нибора.

    * Жена, ты заштопала парус мой?
    * Ветер ударил с горы попутный,
    * Время нам двинуться за треской
    * Дорогой тревожной и бесприютной

так начинается простая и мужественная речь рыбака, уходящего на опасный труд («Нормандия»). В поэтическую систему Багрицкого слово «бродяга», так же как и образ пути, входит с особым поэтическим значением. Уже в начале 20-х годов романтический оттенок накрепко сливает с ним мысль о привольной, но непременно трудовой жизни. В «Нормандии», как рефрен, повторяется с некоторыми вариациями строфа:

    * Время бродяге дышать и петь,
    * Время веселое, трудовое,
    * Падает с лодки, падает сеть
    * В море, холодное и голубое…

Каждый раз в морских глубинах рыбак замечает новые черты, небывалое сочетание красок: «в голубом огне» вырастают глыбы круторебрых скал, «желтый песок» и «черные рыбы» с «фосфоресцирующими глазами», заплывающие в сеть, вызывают искренний восторг хозяина моря: ему, бродяге, хочется кричать и петь от радостного труда. Из многих эпических стихотворений Нибора Багрицкий отобрал всего четыре, и этот выбор был хорошо обдуман. Стихотворение «Старый рыбак» привлекло Багрицкого прославлением верности человека морю. Ведь рыбак уже вырастил сыновей и скопил сумму, достаточную для безбедной жизни, но юношески-пылкая любовь к морю и труду побуждает его отвергнуть совет сына - в беспечной праздности провести остаток дней:

    * Нет, рука, я знаю, не устанет
    * Руль вертеть и шкоты собирать
    * Мне ль на суше петухом горланить,
    * В кабаке над бочкой засыпать?..
    * Мой завет, простой и небогатый,
    * Доведет меня до склона дней:
    * Чтобы ковш воды солоноватой
    * Был последней выпивкой моей!

Эпикурейский колорит французской народной песни, ее чувственный аромат были особенно близки Багрицкому, когда их порождала крестьянская жизнь. В песне «Вахтенный» с чувством юмора передается не утраченная моряком и в океане привязанность к радостям тихой сельской жизни. Но деревенский покой и влечет и отталкивает моряка. Породнившись с океаном, он уверен, что «не морское это дело - кур кормить, свиней колоть»:


 
* Но средь этого покоя * Вспоминается одно: * Яблочное, молодое, * Августовское вино. * Так и брызжет вон из чана, * Ходит силой дрожжевой… * Зачерпни скорее, Жанна, * Этой влаги золотой! В оригинальных, стихах Багрицкого о море, о людях, живущих вблизи моря пли просто отдыхающих в воскресный день на морских берегах, главный источник поэтичности составляют пленительные тайны природы. И наоборот, удаление человека от природы вызывает тревожное ощущение утраты сил, красоты и мужества, почти трагическое чувство неприкаянности. Сильнее всего влияние природы на человека передают лирические стихи середины 20-х годов, написанные незадолго до переезда семьи Багрицкого из Одессы в Москву. Они строятся как лирическое повествование о жизни и мечтах поэта, вернувшегося в деревню из большого города. По настроению они напоминают «Возвращение на родину» и «Русь Советскую» С. Есенина. В «Дофиновке», например, есть определенный сюжет. Поэт, уехавший в город, возвращается в родные места и, с грустью вглядываясь в знакомые, милые черты покинутой деревни, убеждается, что, изменив профессии рыбака, он стал здесь почти чужим: * Что же! я и сам еще не знаю, * Где присяду, где приют лайду, * У совхоза, что ютится с краю, * У рыбачки ль в нищенском саду? * Я пойду путиною знакомой * По песку, сухому как навоз; * Мне навстречу побежит из дома * Космоногий деревенский пес. Печально закончившийся разговор с рыбачкой Марусей заставляет автора пожалеть о том, что он заглушил в себе голос «простого сердца древних»: * Я не тот. Рыбацкая сноровка * У меня не та, что год назад… * Вышла сила. * И сидит неловко * Неудобный городской наряд. * Не рыбак я, а писака жалкий. Разлука с морем, с укладом жизни рыбацких селений и украинской природой становилась неизбежной. Из жизни поэта уходила большая красота. Несправедливость вульгарно-социологической критики, имевшей доступ в одесские «Известия» и создававшей вокруг поэта атмосферу непризнания далекого от современности «классициста», объясняет, почему в прекрасном лирическом стихотворении «Возвращение» снова звучит как надежда порыв к морю: * Кто услышал раковины пенье * Бросит берег и уйдет в туман; * Даст ему покой и вдохновенье * Окруженный ветром океан… * Буду скучным я или не буду * Все равно! Отныне я - другой… * Мне матросская запела удаль, * Мне трещал костер береговой…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Маринистика в лирике Багрицкого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Маринистика в лирике Багрицкого
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Маринистика в лирике Багрицкого, Другие сочинения по русской литературе