А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мирный > Конфликт мировоззрений в романе «Разве ревут волы как ясли полные»
Конфликт мировоззрений в романе «Разве ревут волы как ясли полные» - сочинение
История села Пески произведения дает возможность глубоко проанализировать образы Мирона Гудзя и его внука Максима Гудзя. «Биографии» Мирона Гудзя и его внука - это воплощение борьбы казацкого мировоззрения с крестьянским миром. Впервые это оказывается как контраст между Мироном и его женой Мариной: не «легко было его сечевому сердцу смотреть, как замирал в сыне рыцарский характер…», вторично иллюстрируется выступлением Максима против своих отца и матери, т.е. против родственных устоев. Изменения в жизни запорожца Мирона Гудзя, Максимового деда, Афанасий Мирный и Иван Билик охарактеризовали тонко и точно: «Прошло казацкое царство, настало земледельческое хозяйство». И именно здесь прослеживается противостояние казацкого и крестьянского (земледельческого) мировоззрений: Мирон призывает к единству в борьбе против господина, а мещане слушают, размышляют, так как им кажется, что они живут полной жизнью - «и хлеб есть, и скотинка прибывает, и…защита безопасная». От царской и господской ласки это происходило, как думалось крестьянам, которых авторы сравнивают с курицей на гнезде, которая не думает о будущем своих цыплят. Афанасий Мирный и Иван Билик подчеркивают, что крестьянская жизнь отмечается пассивностью и уступчивостью - в романе детально описано, как крестьяне день за днем сдавали свои позиции, становились подневольными, неспособными даже на бегство, так как, дескать, покинуть садик вишневый, огород и дом. Есть в крестьянском быту, конечно, и просветление - любовь, воспетая в песнях, семейное счастье, которое довольно часто придавлено трудной работой. Казацкое же мировоззрение не только отбрасывает то, что мило сердцу земледельца, но и ценит в человеке противоположные качества - отважность, готовность к решительным действиям. А главное - казакам присущая сплоченность, чувство дружбы и самопожертвования. Поиски справедливости у Мирона приобретают форму конфронтации: зло наконец должно быть разрушено, если добро должно победить: «То с добрыми, то и в мире, а с лихими - когда их не уложишь, то они тебя уложат…». Выразительной деталью является то, что Мирон живет в селе Пески как охотник. Это занятие отделяет его от окружающих крестьян и усиливает агрессивный и яркий запорожский характер. В романе показано, что семейно-крестьянская жизнь и брак взыскивают разрушительное влияние на запорожский характер. Мирон мучится через двойное тяготение к земле и семье. Он подчиняется своей жене: «Так Мирон пока воевал, пока бился, рубился, пока и сам не набежал на своего зверя, что и его победил. И никто иной зверь тот, как Марина Зайцева - из пищанских хуторов казачья дочь». Мироново покорение символически представлено в том, что он забрасывает орудие своего занятия и подчиняет свою жизнь земле и семье: «С того времени заржавело сечевое ружье, ссохся порох, растерялся кремень. Стал Мирон Гудзь поле пахать и хлеб пахать, а Марина - сына Ивана колыхать». Но хотя и подчинен Мирон крестьянским мировоззрением, в нем не умирает воинствующий дух. Таким образом, не считая даже того, что он терпит поражение, эта особая черта выделяет его среди общества. Яркой есть конфронтация Мирона с группой самодовольных земледельцев, их восхваление безопасной и спокойной жизни: «Теперь, спасибо богу, хотя тихо… У нас и хлеб есть, и скотинка прибывает, и защита безопасная…Живем, как и люди», - вызывает придирчивое замечание Мирона: «Живете? Прозябаете, а не живете: цветете…». В других местах эта мысль высказывается еще откровеннее: «И снова в поле и в поле…, снова прошлогодняя работа…, снова прошлогодние хлопоты…, и так не один, не два года: так целая жизнь, целый век… Делаешь, чтобы было что есть, ешь, чтобы жить. То веселая земледельческая судьба». А дальше - для всех неволя, крепостничество. Исходя из тематической оппозиции романа, целиком логически, что Мирон, символ свободы и восстания, должен умереть именно в то время, как село закрепощается: «Как косой скосила его мысль о неволе. Захирел старик… да и умер последний сечевик без одного года ста лет».
Победа пришла к Мирону с рождением внука: красавец Максим станет соблазнителем девушек, полюбит водку, будет верховодить среди парубоцтва, делая вред односельчанам. Эти черты характера, выпестованные дедом, стали ничем другим, как проявлением казацкого мировоззрения в деформированном крепостничеством мире. Именно в рассказе о внуке Максима повторяется конфронтация, но уже трансформированная под давлением неволи, между казацким и крестьянским мировоззрением. Иван Гудзь, сын Мирона, воспитанный в крестьянском духе матерью «зажил… со своей молодой женой тихо и мирно, любезно - спокойной земледельческой жизнью». И хотя сыны Ивана также воспитаны в духе его характера, один из них, Максим, таки восстает против жизненных ориентиров родителей. Важным аспектом Максимового бунта, есть то, что он отказывается от своего отца в пользу дедовой казацкой «мудрости», «правды» и «добра». В романе Максим выступает как идеологический и символический преемник Мирона: «Максим полюбил деда больше отца, матери, пришлись ему по душе его рассказы страшные. Полюбил и дед своего интересного и проворного внука: На крайнем пороге жизни отдал старый свое, летами и ненастьями побитое сердце малому ребенку! Старость побраталась с молодостью, молодость прилипла к старости…Старый сечевик вдохнул свою душу в молоденькую душу внука». Тем не менее в крепостничестве семяна казацкой вольности не могли прорости добрыми ростками, они становятся основой бунтарского характера внука старика сечевика. В отличие от крестьянского мира, который описывается такими словами, как «тишина», «покой», «скука», Максим обрисован словами «интересный», «проворный», «страстный» и «энергичный». Эти качества имеют и другие видоизменения: «Максиму хотелось… гулять, биться, рубиться…». Наиболее интересное, что доблесть Максима противопоставляется нудности отцовской жизни. Жизнь Максима становится не чем другим, как новым проявлением запорожского мировоззрения, которое проявляется в откровенной общительности и общности вне семейной обстановки, в контексте мужской общины, т.е. в армии. Именно в московском войске испытал окончательной деморализации потомок сечевика Мирона Максим Гудзь, в душу которого засеяны и зерна казацкой победы, и картины героических боев с напавшими на родную землю, но его душа, а вместе с тем и вся жизнь, розорваны пополам. И буйная казацкая энергия пошла не в ту сторону - она выливалась еще в юности в гулянья, дебоши, временами жестокие, в безделье, она пропадала напрасно, так как душа не находила себе ни приюта, ни дела в духоте тотальной неволи. Дошло до того, что родной отец должен был спровадить Максима в москали, где верх в его сознании взяло хищное, где уже одинаково ему стало - или Московщина, или своя земля. Но тот процесс авторы рисуют в развитии, неодновременно, многогранно. В Московщине сперва жаль стало Максиму «своих степей бескрайних, своего неба высокого, здесь за лесом было тесно, душно, а небо казалось низким, пасмурным». Дальше за этой естественной тоской за Родиной идет его реакция на виданное. Можно наблюдать, как отображается национальное через сферу быта: «Побей вас лихой час, бесовские люди. и вашими домами! - говорит он. -…У нас кузницы чистее, чем у них дома. А еще выхваляются своей стороной?! Ну, уж и сторона!., не приводи Господи, видеть никогда такой другой». Тем не менее он быстро приспособился к жизни на чужбине. Максимина солдатская и разбойничья жизнь, конечно, не заслуживает внимания, оно существенно различается от Миронового казацкого существования, но в нем также присутствующая моральная черта, чувство гнева на окружающую несправедливость. Максим не находит покоя на протяжении всей жизни. С одной стороны, жестокий, с дургой - неприкаянный; «не с кем по-братской заговорить, ни на чем свои силы показать…А она так и просилась на волю…и воли ни в чем не было». Именно воли - того признака казацкой жизни - не хватало ни Мирону, ни Максиму, именно поэтому они не могли смириться с порабощением как народа, так и личным: «Как в гнездышке, так в Максимином сердечке зародилась воля, о которой дед пересказывал…», «его пекло ненавистью ко всему, что угнетало или прекословило, не давало делать, как нам хочется, как нам вздумается». Отсутствие воли становится причиной физической смерти Мирона и духовной - Максима. Максим, как и его дед, наконец вступает в брак. Однако его брак совсем не такой, как у Мирона. В жены взял себе Максим пьяницу, проститутку и москальку Евдоху, их жизнь - это пародия на семью, так как живут кражами и разбоем. Итак, подытоживая значение казацкого и патриархального мировоззрения в истории Мирона и Максима, следует отметить, что оба персонажа олицетворяют именно казацкое мировоззрение, но их свободолюбивые стремления не смогли оказаться в полной мере, так как им противостояло земледельческое мировоззрение окружения: пищан, семьи. Крестьянское мировоззрение значительно отличалось от казацкого, что и провоцировало постоянные конфронтации, бесконечную войну с крестьянским миром, которая сопровождалась взаимными поражениями.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Панас Мирный

Панас   Мирный


Сочинение на тему Конфликт мировоззрений в романе «Разве ревут волы как ясли полные», Мирный



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Моя будущая профессия
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Сочинение про маму
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Сочинение на тему моя малая Родина
  7. Сочинение на тему заметка в газету
  8. Детство сочинение
  9. Мой учитель сочинение
  10. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение о путешествии
  13. Смысл названия Романа отцы и дети
  14. Сочинение на тему Россия
  15. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  16. Сочинение 4 класс
  17. Сочинение охрана окружающей среды
  18. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  19. Письмо маме
  20. Теркин кто же он такой