А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Фауст > Космогонический мир «Фауста»
Космогонический мир «Фауста» - сочинение
Взгляд Гете на мир был диалектическим. Он мыслил мироздание не как некое замкнутое единство, в котором все составные части хорошо проложены друг к другу, а как нечто изначально проникнутое принципом развития, созидания, творчества… Мировой жизненный процесс мыслился Гете как смена положительных и отрицательных явлений, как их взаимодействие и борьба». Высшее Добро и Зло - это для Гете две бесконечные стихии, местом слияния которых является земля, а если более конкретно - человеческая душа. Эти стихии борются друг с другом и уже тем самым - и сосуществуют, и взаимодействуют друг с другом: одна из этих сил недействительна без другой. Мефистофель говорит о себе: Я - часть силы той, Что без числа Творит добро, Всему желая зла. Бог заключает пари с Мефистофелем, духом Зла, отдавая Фауста в его распоряжение - во имя торжества Добра. Да и в конце концов сам Бог говорит Мефистофелю. Вот Фаустом овладевает божественное чувство любви - но чувство это дергает за ниточку Мефистофель, вследствие чего Фауст становится виновником гибели своей возлюбленной, Маргариты, ее ребенка, ее матери и ее брата. И далее Фауст идет по пути познания и изменения жизни, по пути служения человечеству - под руку с Мефистофелем. Фауст строит прекрасный город - но место для строительства ему расчищает Мефистофель. Вот Фаусту нужна для грандиозного строительства земля, на которой живет супружеская пара - Филемон и Бавкида, - и вся беда в том, что Филемон и Бавкида никуда переселяться не хотят, не хотят расставаться со своей привычной жизнью. И вот раздраженный Фауст поручает дело переселения стариков… Мефистофелю: И душа Фауста теперь вновь в руках Мефистофеля - ибо Фауст в этот момент, передоверяя «черную» работу переселения своему врагу-союзнику Мефистофелю, молча благословляет и «мефистофельские» средства «добровольного» переселения. А как иначе может действовать Мефистофель, если, во-первых, по самой своей сущности он способен желать только зла, а, во-вторых, ему нужно выиграть спор о Фаусте, то есть о Человеке - а значит, загрязнить душу Фауста таким количеством тяжких грехов, чтобы была исключена сама возможность спасения. Чем более жестоким будет «переселение» - тем более тяжкая вина ляжет на Фауста (ведь в конце концов поручил переселение Мефистофелю именно он) и тем ближе, следовательно, Мефистофель будет к окончательной победе. И вот Мефистофель приступает к действиям, о которых позже «докладывает» Фаусту: * Мы кинулись сюда бегом. * Дела не кончились добром. * Мы в дверь стучались к ним раз сто, * Но нам не отворил никто. * Мы налегли, не тратя слов, * И дверь слетела с косяков. * Мы сообщили твой приказ, * Они не стали слушать нас. * Мы не жалели просьб, угроз, * Но не был разрешен вопрос. * Конец желая положить, * Мы стали вещи выносить. * Тогда их охватил испуг, * И оба испустили дух. * А гость, который был там скрыт, * Сопротивлялся и убит.
* Меж тем как все пошло вверх дном, * От искры загорелся дом. * И эти, трупы к той поре, * Втроем сгорели на костре. Фауст в трагедии - это многослойный символ. Это символ пробудившегося Человека и одновременно символ оправдавшего свое свободное бытие Человечества (в самом деле, одному реальному человеку непосильна та ноша Добра и Зла, которую принял на себя гетевский фауст). Но в космогонический мир трагедии входит и просто человек, человек, живущий в рамках земной необходимости, по законам окружающей микросреды. Этот человек - Маргарита, любимая Фаустом и погубленная им. Образ Маргариты сочетает в себе два начала - это красивый человек, открытый всем стихиям: Маргарита устремлена душой к Богу, но она же - и слепой объект той «мефистофельской силы», которая под видом божественного чувства любви на нее обрушивается. Борьба этих двух стихий достигает в ее душе высшего драматизма. Устремленная к Богу, она становится убийцей своей матери и своего ребенка, фактически виновницей гибели своего брата. И в ее полуобезумевшем мозгу до самого конца борются два начала - стремление вырваться к жизни и любви (благо, Фауст предлагает бежать) и одновременно - осознание своей трагической обязанности умереть во искупление. Последний выбор она делает все же - в пользу искупительной казни. И тем самым - спасает свою душу. Ибо в момент отказа от побега она окончательно принимает всю ответственность на себя - и, значит, с этого момента она полностью свободна от власти Мефистофеля. Фауст - это не просто Человек, но одновременно и Человечество, объемлющее бесчисленное количество таких, как Маргарита. И борьба между небом и адом за душу Фауста - это одновременно и борьба за душу Маргариты. До самого конца идет напряженная борьба за душу Фауста. Но составляющая этого спора - и спор о душе Маргариты. Ведь, в конечном счете, так же как сумма определяется слагаемыми, сущность Человека вообще определяется судьбами миллионов и миллиардов конкретных людей - равно как и, напротив, спор о Человеке вообще есть одновременно и спор о каждом конкретном человеке… В финале первой части спор о душе Маргариты достигает кульминационного момента: * МЕФИСТОФЕЛЬ Она осуждена на муки! * ГОЛОС СВЫШЕ Спасена! * Это - первое предупреждение Мефистофелю. Космогонический мир «Фауста», безусловно, на каком-то субстратном срезе отразился на дальнейшем развитии мировой культуры. Трудно говорить о непосредственном влиянии, однако многие элементы космогонического мира трагедии «Фауст» мы можем встретить в таких совершенно различных даже по времени написания произведениях, как «Анатэма» Леонида Андреева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Человеческие пороки вечны, но теперь все, что совершалось черного, преступного, злодейского, совершалось свободными людьми на основе их свободного выбора. И человек начинал понимать, что, выходит, его собственная природа значительно более несовершенна, нежели могли предположить просветители XVIII века. И вот в европейскую романтическую литературу начала XIX века властно входит образ романтического злодея. Каждое новое поколение с неизбежностью отталкивается от культурного наследия, созданного отцами, - отталкивается в том смысле, что одновременно и опирается на него, и отрицает его. Без этого невозможно развитие. В какой-то момент просветительская концепция человеческой природы обнаружила свою ограниченность - надежды, которые возлагались просветителями на «освобожденного» человека, не сбылись, и вот в литературу вошел «романтический злодей». Пройдут еще десятилетия - и пересмотру будет подвергнут сам подход к человеку как к носителю непременно либо абсолютного Добра, либо абсолютного Зла, либо хотя бы и как к полю битвы между абсолютным Добром и абсолютным Злом. В литературу войдет уже реальный человек, а литература в свою очередь возьмет на себя в какой-то мере роль науки, изучающей реальную человеческую природу. Наиболее ярко проявит себя такой подход в литературном направлении, условно называемом натурализмом.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Фауст

Фауст


Сочинение на тему Космогонический мир «Фауста», Фауст



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  6. Образ Луки в пьесе на дне
  7. Сочинение на тему Россия
  8. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  9. Мои увлечения сочинение
  10. Дубровский сочинение
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Сочинение про друга
  14. Сочинение на тему экология
  15. Сочинение о животных
  16. Сочинение аленушка
  17. Образ Катерины в пьесе гроза
  18. Сочинение про маму
  19. Сочинение капитанская дочка
  20. Сочинение на тему милосердие
  Мобильная версия

В чем смысл жизни сочинение Моя семья сочинение