А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творчество Сковороды как отображение народных идеалов - сочинение



В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вошел как народный вольнодумный философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность не отдаляла его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, которая печет белые блины». Поэтому и произведения свои адресовал тем, кто жил под соломенной крышей, усматривая в этом смысл своего счастья и назначение на земле. Известно, что произведения Г. Сковороды, распространяясь в рукописях, вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому огороду нрав и права») использовал Котляровский в пьесе « Наталка-Полтавка». Как человек в свое время, как представитель просветительской идеологии, Г. Сковорода добывает свою философию на учении об «естественной» человеке и путях достижения ею счастье. В природе, перед Бог, по его мнению, все люди равные. Общественная организация порождает общественную неровность, т.е. эксплуатацию господствующей верхушкой низов, которые есть неестественным, несвойственным самому естеству человека. А потому Сковорода возражает не только существующий общественный порядок, а и любую эксплуатацию. Хищническую сущность господствующих классов раскрывает Г. Сковорода в стихе «Всякому огороду нрав и права», сатирическое направление которого отображает позицию трудового народа.

Поэт не принимает также мира, который разрушает в человеке человеческое,- стремление к честной работе, желанию иметь сердце, «как чистый хрусталь», что также отвечало расположениям духа и идеалам простого человека. И его интересуют человеческие моральные и духовные ценности. Главное для него - посмотреть у корень, выяснить причину всех человеческих бед, которая, по мнению просветителей, состояла в отступлениях от Бог заведенного порядка, естественной жизни. Этот взгляд нашел свое отображение в «Баснях харьковских». Мудрость басен Сковороды - это в основе своей мудрость трудящегося человека с ее пониманием добра и злая. Из источника народного представления о миру, народного понимания первоосновы счастья - и мотив свободной, независимой от любых условий и обстоятельств человека. Тема «вольности» есть одной из ведущих тем в творчестве Г. Сковороды:

 
* Когда бы же в глупые не пошится, * Дабы вольности не могла, остаться. Волю как первооснову счастья Г. Сковорода идеализировал не только в творчестве, а и в жизни. Избегая любой зависимости от общества, места и обстоятельств, которые могли бы его свободу, он в обществе пса ходил от села до села, не имея с собой ни одного добрая, кроме нескольких книжек. Атому и завещал на надгробии написать: «Мир ловил меня, и не поймал».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творчество Сковороды как отображение народных идеалов. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сковорода > Творчество Сковороды как отображение народных идеалов
Григорий Сковорода

Григорий   Сковорода


Сочинение на тему Творчество Сковороды как отображение народных идеалов, Сковорода