А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Построение композиции в пьесе «Генрих VIII» Шекспира - сочинение

«Генрих VIII» написан драматургом, познавшим все тайны художественного мастерства. Шекспир не заставляет короля взять на себя всю тяжесть ведения интриги. Происходит это главным образом потому, что развивающиеся в пьесе столкновения не угрожают ни жизни, ни прерогативам короля. Если раньше, в пьесах на сюжеты из средневековой истории Англии одним из главных политических вопросов хроники был вопрос о том, сможет ли герой захватить трон или удержать его, то в «Генрихе VIII» такой проблемы попросту не существует. Здесь король - это король; ни один из персонажей не осмеливается даже задуматься о том, имеет или не имеет данный король право на корону. Столкновение антагонистов в пьесе происходит на более низком уровне; а зритель постепенно ощущает все отчетливее, что исход конфликтов предначертан волею короля, то открыто вмешивающегося в ход событий, то предпочитающего остаться в тени, предоставив другим персонажам защиту выгодных для него позиций. В этом состоит одна из причин лаконичности роли короля в «Генрихе VIII».

Другая причина такой лаконичности заключается в системе взаимоотношений короля и остальных персонажей пьесы. Нет сомнения в том, что многие образы пьесы, в первую очередь Букингем, Екатерина и Булей, представляют самодовлеющий художественный интерес, а их судьбы вызывают живое волнение зрительного зала. И все же ни в одной из хроник история отдельных персонажей не имеет такого непосредственного значения для характеристики главного действующего лица, как в «Генрихе VIII». И это понятно: ведь судьбы всех действующих лиц пьесы развиваются в значительной степени по воле короля.



 
Поэтому для лепки образа короля в последней хронике Шекспиру понадобилось значительно меньше текста, произносимого самим Генрихом VIII. Здесь Шекспир полностью отказался от таких распространенных в более ранних произведениях того же жанра приемов, как самохарактеристика короля и непосредственная характеристика этого персонажа в репликах других действующих лиц. Здесь Шекспир предоставляет зрителю возможность самостоятельно свести воедино все элементы косвенной характеристики Генриха VIII. Историки и шекспироведы, стоящие на последовательно роялистских позициях, при анализе этого эпизода и в историческом плане, и в плане литературоведческом попадают в наиболее затруднительное положение. Так, историк Дж. Фрауд, задавшийся целью реабилитировать Генриха VIII, несмотря на отчаянные попытки фальсификации исторических свидетельств, мог прийти лишь к скромному выводу о том, что «король-свинья» в сущности не хуже других английских королей. Такую же уклончивость пришлось проявить и Д. Уилсону Найту, стремящемуся всячески обелить образ короля - но уже на основании анализа шекспировской пьесы. «Как человек, - пишет Найт, - он далеко не безупречен, но тем не менее, «как человек» он не существует. Он поднят над нашей критикой, как взрослый - над критикой детей, которые видят все слабости взрослых, но признают их выходящими за границы своей сферы». Ученые, подобные Д. У. Найту, отступили далеко назад по сравнению со своими предшественниками. Интересно сопоставить оценку короля, даваемую Найтом, с тем, что еще в 1850 году утверждал Д. Спеддинг, для которого одним из аргументов, свидетельствующих против авторства Шекспира, было торжество зла, воплощенного в образе короля. Как писал Спеддинг, «мы сочувствует горю и великодушию королевы Екатерины, тогда как ход действия требует, чтобы мы воспринимали как тему радости и вознаграждающего удовлетворения коронацию Липы Болейн и рождение ее дочери; а на деле это - часть оскорбления, нанесенного Екатерине, и едва ли не окончательное торжество зла. Ибо па протяжении всей пьесы мы не только ощущаем - это нам показано, что дело короля- злое дело. Разумеется, мы слышим об угрызениях совести по поводу законности его первого брака, но нас не убеждают и не хотят убедить, что эти угрызения искренни… Явное непостоянство страсти влечет короля к совершению того, что кажется великой несправедливостью; наше сострадание жертве старательно возбуждается; не делается ни одной попытки пробудить какую-либо симпатию к королю; а страсть прокладывает себе путь и увенчивается блаженством в настоящем и будущем. Воздействие пьесы во многом близко тому, которое оказала бы «Зимняя сказка», если бы Гермиона умерла в IV акте в результате ревнивой тирании Леонта, а пьеса - без какого-либо промежуточного периода раскаяния - окончилась бы коронацией новой королевы и крещением нового наследника».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Построение композиции в пьесе «Генрих VIII» Шекспира. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинение отзыв на прочитанное произведение > Построение композиции в пьесе «Генрих VIII» Шекспира
Сочинение отзыв на прочитанное произведение

Сочинение отзыв на прочитанное произведение


Сочинение на тему Построение композиции в пьесе «Генрих VIII» Шекспира, Сочинение отзыв на прочитанное произведение