А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гончаров > Тема урока — литературно–традиционное начало в образе Райского
Тема урока — литературно–традиционное начало в образе Райского - сочинение
Итак, тема второго урока — литературно–традиционное начало в образе Райского (или: Райский в ряду «лишних людей»). Хотел того писатель или нет, но в его изображении Борис Павлович Райский — это (отчасти) и «бесславный потомок некогда славных отцов» (В.Воровскии). Поэтому, поставив 2—3 вопроса о сходстве Райского с «лишними людьми» (он, как они — без дела и места в обществе, непомерно скучает; на нем печать старости прежде молодости и т.д.) и отличии от них (его не гложет тоска, обостренное сознание бесполезности жизни), мы основное внимание сосредоточим на понижении престижа «лишнего человека» в общественном сознании России 60–х гг. Испытание молодого человека на rendezvous — устойчивый прием в русской словесности XIX в. Еще Татьяна Ларина упрекала Онегина за сомнительность его поведения, возвышаясь над ним в конце романа. То же мы находим и в «Рудине» И.С.Тургенева. В «Обрыве» несостоятельность Райского Вера обнаруживает каждый день. Сухо и равнодушно останавливает она потоки его красноречия, спасаясь от задрапированного деспотизма кузена. Печорин рассказом о своих страданиях довел бедняжку Мэри до слез. На сетования Райского Вера отвечает: «А вы эгоист, Борис Павлович! У вас родилась какая–то фантазия — и я должна делить ее, лечить, облегчать: да что мне за дело до вас, как вам до меня?» Райский пребывает в вечном унижении возле женской юбки, ведет себя глупо и назойливо. «Лишний человек» как властелин женщин в лице Печорина превратился в их раба в лице Райского. Печорин хорошо знал силу впечатления, которое он произведет на собеседницу. О планах Райского победить Веру Гончаров пишет: «Была робкая слепая надежда, что можно сделать на нее впечатление, и пропала...» Все это, конечно, нельзя объяснить только тем, что Онегин и Печорин в качестве Дон Жуанов были искуснее Райского. Они ничего не могли предложить русской девушке, так как бытовое, домашнее, мещанское счастье казалось им недостойным. И они бежали от женщины, погоняемые мыслью о неиспользованных своих силах, увлекаемые призраком какой–то более содержательной жизни. И романтические барышни влюблялись в этих чудаков, страдая от их бегства, но смутно понимая их правоту. Райский, в отличие от Онегина и Печорина, все предлагает Вере, но она далеко не в восторге. Вот характерный фрагмент из их разговора: Вера: «Вы уверены, что могли бы дать –счастье мне?» Райский: «Я—о боже, боже! — с пылающим голосом начал он — да я всю жизнь отдал бы,— мы поехали бы в Италию — ты была бы моей... женой». Естественно, этот голубь сизокрылый, буко–лико–эротический молодой человек в глазах русской девушки уже не был ни ангелом, ни демоном, ни наставником — на его руку нельзя было опереться. Он сам ищет такой опоры, сваливая весь груз неразрешенных проблем на хрупкие плечи женщины. «Воспитывайте нас,— декламирует Райский,— честными, учите труду, человечности, добру и той любви, которую творец вложил в ваши сердца,— и мы твердо вынесем битвы жизни и пойдем за вами вслед туда, где все совершенство, где вечная красота». Но эта патетическая тирада отнюдь не возвышает оратора в глазах женщины, и небрежно–снисходительные фразы Веры о Райском (в письме к приятельнице) неизмеримо далеки от боготворящего и страстного письма Татьяны к Онегину. «Он какой–то артист,— сообщает Вера попадье,— все рисует, пишет, фантазирует на фортепьяно (и очень мило), бредит искусством, но, кажется, как и мы, грешные, ничего не делает и чуть ли не всю жизнь проводит в том, что поклоняется красоте, просто влюбчив, по–нашему». Примеры о поражениях Райского на ежедневных свиданиях должны в классе подтвердить мысль о социальной незначительности этого персонажа. Женщина как последнее пристанище для «лишнего человека» в сюжетах Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева становится в «Обрыве» одним и единственным. «Социальная слепота» (М.Горький) как свойство «умной ненужности» низкого разряда вполне присуща Райскому, несмотря на экскурс к «униженным и оскорбленным», возникший в его беседе с Беловодовой. Вспомним, что у Онегина «раб судьбу благословил». Было за что. И когда мы вспоминаем пушкинскую строчку «чтоб только время проводить», мы понимаем ее условность. А вот теперь она приняла бы безусловный характер при объяснении филантропии Райского. «Нужна деятельность, — решил он,— и за неимением «дела» — бросался в «миражи»: ездил с бабушкой на сенокос, в овсы, ходил по полям, посещал с Марфенькой деревню, вникал в нужды мужиков, и развлекался также...». Вот уж, действительно, чтоб только время проводить! Наш урок, мы строим в виде лекции с элементами беседы. Последовательно надо было бы рассмотреть на нем эпохально–историческое содержание образа Райского, но этот тип «многослойный», о нем трудно сказать «герой времени» и т.п. Недостаточность такого подхода предусматривалась самим автором: «Что–то пронеслось новое в воздухе... В небольших кружках тогдашней интеллигенции смело выражалась передовыми людьми жажда перемен. Их называли «людьми сороковых годов». Райский есть, конечно, один из них и, может быть, что–нибудь и еще». Поскольку границы десятилетий в «Обрыве» выражены неотчетливо (писателя более привлекал общечеловеческий ракурс), мы говорим об индивидуальном своеобразии личности Райского. Оно складывается из того, что, казалось бы, знакомые и частично отмеченные нами черты воплощены в нем в особых сочетаниях, пропорциях и дозировках. Некоторые литературоведы рекомендуют понимать Райского как законченного романтика, но такая трактовка мне не нравится как со стороны содержания образа–персонажа, так и со стороны беседы об этом аспекте. Учащиеся могут вспомнить лишь Ленского или декабристский романтизм Чацкого. Но Райский далек от того и другого, примыкая ближе к герою первого романа Гончарова Александру Адуеву. Борис не подчиняет свою жизнь теории–идеалу, как это сделал английский поэт–романтик Шелли; его речи лишены гражданской патетики; Кирилову он с обезоруживающей откровенностью говорит, что тело женщины ценит больше, чем ее душу. Более четко обозначены в Райском черты Дон Жуана. Здесь персонаж вводится в интернациональный диапазон, возникает возможность вспомнить маленькую трагедию А.С.Пушкина «Каменный гость», и молодые люди относятся к этой теме с большим интересом. Открывается также возможность помянуть А.К. Толстого (автора драматической поэмы «Дон Жуан»), который активизировал работу Гончарова над его последним романом и даже перевел для своего собрата по перу стихотворение Гейне «Довольно! Пора мне забыть этот вздор...» (Райский использует его в качестве эпиграфа в романе «Вера»).
Приметы Дон Жуана можно вспомнить в поведении Онегина, Печорина, но ни Пушкин, ни Лермонтов не останавливали внимание читателя на этой стороне «лишнего человека». Гончаров разрабатывает тему донжуанства шире, пытаясь русифицировать этот тип в двух тенденциях — идеальной и грубо материальной, чувственной. Райский возводит красоту в культ, он убежден, что в ней отражаются божественные предначертания, ведущие людей к царству мировой гармонии. Открытие красоты он приравнивает к процессу богопознания. Отсюда отношение к женщине, носительнице красоты, оно созвучно с восприятием ее толстовским Дон Жуаном. Но есть в нем что–то и от героя романа А.И.Герцена «Кто виноват?» Бельтова, спроецированного на Печорина, — это горделиво–себялюбивая страсть, желающая полного торжества и даже унижения любимой женщины. (Проиллюстрировать это можно, зачитывая реплики из диалогов Райского и Софьи Беловодовой.) В действиях Райского высшие нравственные побуждения беспорядочно перепутаны с низкими, животными инстинктами. Физиологические импульсы не лучшего свойства проявляются, например, в том, что Борис целует всех подряд — и старух и девочек — в губы. О том, что последним это не очень нравится, свидетельствуют такие детали: маленькая Вера после его поцелуя вытирает губы рукой, а повзрослев, успевает вместо губ подставить брату щеку. Райский — Дон Жуан с точностью до наоборот: не победитель, а побежденный, не столько соблазнитель, сколько соблазняемый. И если донжуанство понимать как своеобразное коллекционирование, то он соблазняем «донжуанками». И они тоже даны в двух разновидностях: платонической (Крицкая) и чувственной (Ульяна). Еще одна выдающаяся ипостась Райского — его дилетантизм. Первым отметил это свойство в Онегине Пушкин; далее эту тему развивали Герцен в Бельтове и Тургенев в Рудине («Рудин»). Но никто из предшественников Гончарова не создал такой совершенный тип либерального фразера и дилетанта. Поэтому мы считаем возможным поставить вопрос так: похвалой или порицанием окажется для Райского последнее определение? Само по себе слово «дилетант» с неприятным привкусом. Особенно он ощущается в наше время, когда прежде всего ценится профессионализм. Но если это слово не изымать из культуры прошлого столетия, в нем открывается некий позитив. Из писем и статей Гончарова видно, что он называет в качестве прототипов Райского реальных людей, чей талант не развился в условиях своего рода «художественной обломовщины»: это граф Виельгорский, который «разрешился сочинением одного хорошенького романса», Тютчев, который написал всего десятка два прекрасных стихотворений; автор «нескольких легоньких рассказов» князь В.Ф.Одоевский. «Но ведь есть миллиарды людей,— скажем мы при таком перечислении,— которые и двадцати хороших стихов не написали. А князя В.Одоевского издают и по сей день». (Более того: артистами и художниками «от природы» Гончаров называл И.С.Тургенева, В.Г.Белинского и себя. Но это уже тема следующего урока.) Райский — дилетант не по сути эстетических переживаний (дворовые люди, затаив дыхание, наблюдают через щелку, как он рыдает и хохочет у своих рукописей), а по формам, способам и результатам их воплощений. Иначе сказать, он дилетант не столько со стороны субстанциональной, сколько со стороны функциональной. Гончарова интересует в персонаже не столько художественная профессия, сколько «художественная натура». Дилетантизм Райского имеет универсальный смысл: герой всегда и везде имитатор глубокого и серьезного (вспомним его стремление «разбудить Софью Беловодову»); всеяден не только в искусстве, но и в жизни. Он вбирает в себя и отражает собой лики почти всех героев: плюрализм Аянова, поклонение античности Леонтия Козлова, идеологический деспотизм Марка и даже вкрадчивую сладкоречивость религиозного проповедника. И все же, при всех сопутствующих рассуждениях, нам нетрудно выделить в Райском положительные и отрицательные черты. У него живой ум, искренность, широкий эстетический кругозор. По природе своей он честен, добр, благороден, бескорыстен и почти щедр. Однако удручает болтливость Райского и его необязательность. Когда Борис Павлович говорит «непременно», то, как справедливо замечает бабушка, значит ничего не выйдет. (Думается, не без влияния Гончарова А.П.Чехов разовьет это в образе Гаева в «Вишневом саде».) На словах Райский за освобождение крестьян — на деле пальцем не желает пошевельнуть для того. Еще бы! Удовольствие владеть живыми душами, лишившись феодальной жестокости, теплилось бессознательным допущением, охраняя безупречную совесть. И персонаж «охотно спит на мягкой постели, хорошо ест». Демократизм Райского не глубок. Если Онегин толком не знал, чего ему хочется, Печорин, не веря в действенность жертвы, тоже не знает, что ему делать, то Райский, по словам автора, «пока знает, что делать, но не делает». Все время твердит: «дайте мне дела», когда рядом Марк или художник Кирилов, или его друг Леонтий что–то делают. Райский — это барин с умеренно реформистскими настроениями. Отсюда во многом склад его мыслей и поступков. Он ведет со стариной только домашнюю войну. С губернатором в хороших отношениях. Местное общество презирает, как столичный аристократ ограниченных провинциалов. Интерес его к мужикам мимолетен. Их тяжелая работа, скудная еда его не беспокоят; лохмотья, которыми они покрыты, для него не проблема, а деталь к жанровой картине. Идеалы «добра, правды, гуманности, свободы» — у героя эстетико–отвлечен–ные. Райский верит лишь в «идеальный прогресс», хандрит при мысли о его неосуществимости. Отсюда двойственность его этических, эстетических и социально–политических устремлений. То он кричит: «Я на земле!», то становится сторонником «чистого искусства». От впечатлений жизни, как метко заметил Л.М.Лопшан, он «отделывается», превращая пережитое в сюжеты, освобождая тем себя от нравственной ответственности за поступок. В конце урока делаем заключение: Райский — эстет, художник. Отталкиваясь от этого вывода, мы начнем разговор на четвертом уроке. К нему учащиеся должны сделать выписки (или закладки в тексте романа), свидетельствующие об отношении Гончарова к центральному герою, найти высказывания Райского о страсти, любви, красоте и творчестве. Вопрос об отношении автора к своим персонажам, правомерный почти на всех уроках литературы, при изучении нашей темы становится едва ли не самым уместным: ведь Райский — центральный персонаж и, помимо упражнений в области музыки и живописи, он еще начинающий романист. Гончаров пишет о «коллеге». Он впервые в русской литературе дает развернутый опыт исследования художественного типа мышления. Поэтому четвертый урок я начинаю с вопроса: «Скажите, как относится писатель к главному персонажу?» Если пауза недоумения становится слишком долгой, я говорю, что есть две точки зрения на этот вопрос. В.Г.Короленко, например, считал, что автор относится к Райскому «с явным пренебрежением». Такое мнение понять можно. Писатель действительно критикует бесплодную барски–дворянскую романтику Райского, его пассивность. Он нелицеприятно изображает недостатки своего персонажа: постоянную экзальтированность, отсутствие целеустремленности, сибаритство. Автор в своем взгляде на жизнь поднялся выше людей, не преодолевших в себе праздной и пустой романтики. Потом зачитываем подготовленную на доске, но до времени прикрытую цитату А.П.Рыбасова: Гончаров «через свою Веру высказал Райскому свой ласковый гнев, радушную досаду и снисходительное отрицание». Прежде чем обосновать большую убедительность второго мнения, я говорю о том, что образ Райского стоил Гончарову много труда, тревоги и душевного напряжения. Возникли трагические недоразумения с И.С. Тургеневым. Человек мнительный, Гончаров полагал, что Тургенев украл у него подготовительные материалы к образу Райского и использовал их, создавая образ скульптора Шубина в романе «Накануне» (1860). Дело шло к дуэли. И лишь третейский суд в составе П.В.Анненкова, А.В.Дружинина и С.С.Дудышкина предотвратил ее. Далее я прошу пересказать или зачитать ребят два–три эпизода, где очевидно отношение автора к поступкам героя: например, сцену неудавшегося напутствия Борисом жены Козлова на стезю добродетели. Самое же главное, что Райский–alter ego автора по крайней мере в сфере мыслей. Снисходительность к герою вызывается тем, что Гончаров в образе Райского на умонастроение «лишнего человека» 40–50–х гг. наслоил свои консервативные взгляды 60–х гг. Райский проповедует по воле автора теорию «органического развития», исключающую не только революции, но и динамические, радикальные преобразования. Не забудем также, что Райский, как и его создатель, будучи человеком умеренно прогрессивных воззрений, посвятил себя служению искусству. «Пламенное рассуждение Кирилова,— пишет Наталья Старосельская,— мучительные попытки дилетанта Райского обрести себя в искусстве — все это одухотворено мыслями самого писателя: что есть художник? в чем его долг перед искусством и человеком? в чем его историческая роль?» (Здесь, кстати, учащиеся и зачитывают то, что они подготовили дома по этим вопросам.) По мысли Райского, художник призван показать людям, «как они живут, блаженствуют и умирают»... Он должен воплотить также свой идеал, для этого он обречет себя на аскетизм, «встанет бодр, бесстрастен, силен...». На это оказался способен Н.В.Гоголь, сам Гончаров, но Райский — нет. Этот персонаж не в состоянии выдержать груза одиночества: «...везде сон, тупая тоска, цели нет»,— жалуется Райский Вере. Фактически Гончаров трансформировал проблему «лишнего человека», выведя на первый план его психологическую несостоятельность, его «неумение жить» не только в общественном, но и в кругу узком, семейном. Сопоставляя в этой частной сфере автора и его героя, мы высвечиваем творческий аскетизм первого и неспособность на подвижничество второго. На словах Райский был «равнодушен ко всему на свете, кроме красоты». А на деле он и искусство готов был считать чем–то ничтожным перед «сладкими бурями» страсти. Либерально–эстетские фразы прикрывают в Райском его сластолюбивую, дряблую, барскую натуру.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Гончаров

Иван   Гончаров


Сочинение на тему Тема урока — литературно–традиционное начало в образе Райского, Гончаров



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  3. Сочинение на тему мой лучший друг
  4. Милосердие сочинение
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение про березу
  7. Сочинение на тему моя малая Родина
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Детство сочинение
  10. Мой учитель сочинение
  11. Сочинение на тему мой класс
  12. Анализ стихотворения Блока Россия
  13. Сочинение про войну
  14. Сочинение на тему случай из жизни
  15. Подвиг человека на войне сочинение
  16. Заметка в газету по русскому языку
  17. Красота человеческих взаимоотношений
  18. Сочинение 4 класс
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Сочинение на тему космос