А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Восприятие современности в романе Д Джойса «Улисс» - сочинение


Система образов, особенности организации повествования и стиля, фиксация повседневного и мифологизация, травестирование разных традиций. Т.С. Элиот «Использование мифа, проведение постоянной параллели между современностью и древностью … ни больше, ни меньше, чем способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет собой современная история». «Улисс» 1922 Современный мир - злой, бессмысленный хаос, в котором человек одинок и беспомощен. Действие романа происходит в Дублине в течение одного дня - 16 июня 1904 г. (именно в этот день произошло первое свидания Джойса с Норой Барнакль, которая впоследствии стала его верной спутницей жизни). Время романа - от восьми утра до двух ночи. Рисуя Дублин, автор показывает всё буржуазное общество. Ненависть к этому обществу, сливающаяся с ненавистью ко всему миру, отчаяние находят отражение во втором - символическом - плане романа.

Джойс считал, что тема «Одиссеи» самая прекрасная и человечная. Троянская война соотносится с ПМВ, нужна торговцам, ищущим новые рынки. Одиссей единственный против войны, у него сильно чувство отца. Таким образом, по замыслу Одиссей своей человечностью противостоит злу. В итоге же получилось не так. Главный мотив романа - непреоборимость зла.  «Улисс» - это современная «Одиссея», где главные герои - обыкновенные люди, целый день блуждающие по Дублину и не совершающие ничего героического; это новый эпос, в котором воплощена идея универсального искусства. Каждый из 18 эпизодов «Улисса» соответствует какой-либо песне «Одиссеи». «Я взял из «Одиссеи» общую схему - «план», в архитектурном смысле, или, может быть, точней, способ, каким развертывается рассказ. И я следовал ему в точности». Но параллели с гомеровским эпосом не буквальны. Одиссей, стремящийся домой, отличается от блуждающего в растерянности по городу Блума, так же как отличаются Телемак и Стивен, Пенелопа и Молли. Джойс, поначалу давший заглавие к каждому эпизоду, позже отказался от них и разделил текст на три части.  Текст «Улисса» стилистически неоднороден.

Джойс для конкретного эпизода выбирал соответствующий ему ведущий стиль письма. «Итака» написана в форме катехизиса, а последний эпизод «Пенелопа» вообще написан без единого знака препинания и представляет собой знаменитый внутренний монолог Молли Блум, начинающийся и заканчивающийся жизнеутверждающим «Да». Джойс писал: «Задача, которую я ставлю перед собой технически, - написать книгу с восемнадцати точек зрения и в стольких же стилях…» Главные герои «Улисса». Леопольд Блум, рекламный агент - Одиссей, Стивен Дедалус, молодой писатель - Телемак. Ключевые лейтмотивы Стивена, проходящие через весь роман, - смерть матери, разрыв, изгнание (разрыв со своей семьей, уход из башни Мартелло, разрыв с католицизмом, с Ирландией). Лейтмотивы Блума - измена Молли, самоубийство отца, смерть сына.

Оба аутсайдеры - Леопольд Блум и Стивен Дедал оказываются связаны внутренне между собой, а также с фигурой автора, и на протяжении всего романа готовится их встреча как встреча «отца» и «сына». Стивену двадцать два года, он дублинский школьный учитель, ученый и поэт, задавленный в годы учебы дисциплиной иезуитского воспитания и теперь бурно восстающий против него, но при этом сохранивший склонность к метафизике. Он теоретик, догматик, даже когда пьян, вольнодумец, эгоцентрик, превосходный чеканщик едких афоризмов, физически хрупкий, подобно святому пренебрегающий гигиеной (последний раз он мылся в октябре, а сейчас июнь), ожесточенный и желчный молодой человек - трудно воспринимаемый читателем, скорее проекция авторского интеллекта, нежели теплое конкретное существо, созданное воображением художника.

Мэрион (Молли) Блум, жена Блума, - ирландка по отцу и испанская еврейка по матери. Концертная певица. Если Стивен - интеллектуал, а Блум - интеллектуал наполовину, то Молли Блум определенно не интеллектуалка и при этом особа очень вульгарная. Молли Блум, несмотря на свою банальность, несмотря на заурядный характер ее мыслей, несмотря на вульгарность, эмоционально отзывчива на простые радости существования, как мы увидим в последней части ее необычайного монолога, которым заканчивается книга. При создании образа Блума в намерения Джойса входило поместить среди коренных ирландцев его родного Дублина кого-то, кто, будучи ирландцем, как сам Джойс, был бы также белой вороной, изгоем, как тот же Джойс.

 
Композиция отражает путь дегуманизации, блуждания человека в хаосе жизни. Первые эпизоды - связаны с фигурой Стивена. Затем тема Стивена растворяется в потоке мыслей Блум. Завершается роман монологом Мэрион (узкий жизненный опыт женщины, сосредоточенной на себе). Отказ от однолинейной зависимости причины и следствия: история человечества - поток подсознательной жизни (за один день узнаем о героях больше, чем обо всех героях классической литературы). 6. Творческий процесс провозглашает отход от подражания. Автор сосредоточен на самом процессе воссоздания реальности. Примером мифического построения для Юнга стал роман Джойса «Улисс». Для него роман стал типическим для современности примером мифологемы - внешнего средства организации хаоса и поддержания порядка. Миф о странствиях Одиссея подобно опустевшей раковине, Джойс, заворожённый её красотой, стремится поселить там новое живое существо. Но Блум не годится в Одиссеи, ему то слишком просторно, то слишком тесно. Да, роман Джойса - это формальный эксперимент колоссального масштаба, но наполнить эту форму новым мифологическим содержанием оказалось невозможным. Юнг и Брох видят причину этому в эпохе. Миф - всегда фигура утешения и религии, а эпохе свойственен религиозный нигилизм и мистицизм. Миф - это есть реализация архетипа. Архетип поиска и обретения Сыном Отца и Отцом Сына, со всей этой нагрузкой, которая есть в Библии, - этот Архетип последовательно в разных ситуациях и в разных произведениях реализуется. В самом чистом виде, в самом первом, дошедшем до нас, виде он был реализован с точки зрения того же Джойса в истории утраты и поиска, и встречи Одиссеем своего сына Телемака. То, что происходит с Леопольдом и Стивеном, это, собственно то же самое, что происходит с Телемаком и Одиссеем. Логикой Джойса - Стивена ей надлежало быть изменницей, неверной женой, разрушившей судьбу гения. Она, утверждает Стивен, первая обольстила его и подчинила себе, а впоследствии изменила ему с его братом или двумя братьями; и его личность, его вера в себя получили неисцелимую рану. В этом - ключ к его жизни, личности, творчеству: «все творения… он нагромоздил, чтобы спрятаться от себя самого, старый пес, зализывающий старую рану». Высоты его творчества это никак не умаляет: для гения любой его опыт, любые поступки - «врата открытия». Но стоит уточнить, что на гениальность Шекспира у Джойса тоже свой взгляд. Шекспира как драматурга он никогда не ставил чрезмерно высоко, предпочитая ему Ибсена. Безоговорочно признавая гений Шекспира, он видел истинную его сферу в ином - в грандиозном богатстве языка и мудрой глубине человекознания, непревзойденном даре творца людей. Кроме самого Шекспира, в шекспировских построениях Стивена заключено и немало других тем.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Восприятие современности в романе Д Джойса «Улисс». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Джойс > Восприятие современности в романе Д Джойса «Улисс»
Джеймс Джойс

Джеймс  Джойс


Сочинение на тему Восприятие современности в романе Д Джойса «Улисс», Джойс